Анализ международной производственной кооперации в российской авиастроительной промышленности (на примере ЗАО "Гражданские самолеты Сухого") - page 6

П.А. Дроговоз, В.А. Хрущева
6
Использование модели международной кооперации у иностран-
ных конкурентов — основополагающий принцип создания самоле-
тов. Яснее всего это видно у компании Embraer (Бразилия), у которой
в стране-производителе осуществляется лишь конечная сборка изде-
лий. Примечательно, что при производстве SSJ-100 используется
больше комплектующих, сделанных в стране-изготовителе ВС, чем у
конкурентов. Но главное — это то, что проектирование и составле-
ние технического задания (ТЗ) на SSJ-100 осуществлялось в России.
Поэтому нашей стране удалось сохранить компетенции разработчика
ВС — верхней ступени пирамиды. Потеря этой ступени означает ли-
шение любых шансов на выживание всей остальной цепочки постав-
щиков. В то же время, сохраняя навыки проектирования самолета,
можно при необходимости перейти на иного поставщика комплекту-
ющих изделий (ПКИ).
Рассмотрим с бухгалтерской точки зрения, сколько иностранных
ПКИ и полуфабрикатов используется в конструкции, и какое их до-
левое отношение в себестоимости [4] (рис. 3).
Рис. 3
. Структура себестоимости продукции ЗАО «ГСС» за 9 мес. 2013 г.
Около половины себестоимости составляют приобретенные ком-
плектующие изделия и полуфабрикаты. Но только часть из них ино-
странного производства. Рассчитаем долю «чистого импорта» в себе-
стоимости изделий [8] (табл. 2).
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook