Анализ международной производственной кооперации в российской авиастроительной промышленности (на примере ЗАО "Гражданские самолеты Сухого") - page 4

П.А. Дроговоз, В.А. Хрущева
4
1) так называемое риск-разделенное партнерство (risk-sharing
partnership) — форма международной производственной кооперации
при создании совместного предприятия, давно применяемая запад-
ными компаниями. Примером внедрения данной методики компани-
ей ЗАО «ГСС» является создание совместного предприятия по разра-
ботке двигателя для SSJ-100 между российским НПО «Сатурн» и
французской Snecma;
2) проведение тендера на поставки — форма международной
производственной подрядной кооперации. Поставщики на этапе про-
ектирования SSI-100 выбирались через систему на конкурсной осно-
ве: минимум по две компании по каждому поставочному пункту, что
было также в новинку для российских производителей. Для продажи
на внешний рынок необходимо было сертифицировать воздушное
судно (ВС) в соответствии с международными стандартами. Отсюда
и особые требования к деталям конструкции. Например, при прове-
дении тендера по выбору поставщиков бортового оборудования в
случае соответствия техническим требованиям приоритетность усло-
вий выглядела следующим образом.
1. Система должна иметь сертификат типа АР МАК (Авиацион-
ный Регистр Межгосударственного авиационного комитета), EASA
(Европейское агентство по безопасности авиаперевозок) и соответ-
ствовать требованиям FAA (Авиационная Администрация США).
2. Предпочтение отдается отечественному разработчику.
3. В отношении иностранных поставщиков предпочтение отдает-
ся тем, у кого в России есть совместное предприятие (совместный
проект).
4. При отсутствии участников, удовлетворяющих п. 2 и 3, рас-
сматриваются иностранные поставщики.
Из числа российских компаний пробиться сквозь сито отбора
удалось лишь двум: Нижегородской компании «Теплообменник»
(системы кондиционирования салона) — совместному предприятию
с Liebherr — и Ульяновскому КБ приборостроения (устройство под
названием «Концентратор данных EIU-100»). Это означало, что к
моменту создания проекта не было конкурентоспособных отече-
ственных производителей комплектующих.
Таким образом, выходило, что ГСС будет создавать первый граж-
данский авиалайнер преимущественно из иностранных компонентов,
что вызвало недовольство в СМИ. Многие называли его «отверточной
сборкой» [6], «не нашим» и твердили о большой процентной доле себе-
стоимости, которая уходит в карман иностранным контрагентам. В то
время как в стране присутствуют практически все производители со-
ставных компонентов, проект SSJ-100 не обеспечивает загруженность
рабочих линий и занятость в этих организациях. Другими словами, тре-
бовали национализации производственной кооперации.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook