Анализ международной производственной кооперации в российской авиастроительной промышленности (на примере ЗАО "Гражданские самолеты Сухого") - page 2

П.А. Дроговоз, В.А. Хрущева
2
совместное предприятие. Это понятие используется для обо-
значения фирм, капитал которых находится в совместной собствен-
ности нескольких участников, для достижения единой цели — реали-
зации программ создания и выпуска нового конечного изделия. При
этом организационно-правовая форма может быть любой.
По принадлежности к стране кооперация может быть:
– международной;
– национальной.
По охвату видов деятельности:
– научно-производственной;
– производственной.
Необходимость сотрудничества организаций продиктована:
сложностью и разнообразием входящих в конструкцию элемен-
тов, невозможностью сделать все составляющие своими силами, да-
же в пределах одной страны;
стремлением уменьшить затраты на производство и реализацию
продукции;
передачей и обменом технологий и ноу-хау, необходимостью по-
лучения уникальных профессиональных знаний и навыков персоналом.
Необходимость создания коопераций, а также их особенности
рассмотрим на примере компании ЗАО «ГСС».
В 2000 г. в составе ОАО «Сухой» было создано ЗАО «Граждан-
ские самолеты Сухого» (ГСС), которое занялось разработкой ближ-
немагистрального самолета на замену отжившим свой век Ту-134 и
Як-42 [3].
В марте 2003 г. ЗАО «ГСС» выиграло конкурс Росавиации по со-
зданию регионального самолета «Суперджет-100» (SSJ-100). Это озна-
чало, что с того момента на ЗАО «ГСС» была возложена миссия созда-
ния первого постсоветского гражданского лайнера, надежды российско-
го авиапрома. Это должен был быть современный высокотехнологич-
ный и конкурентоспособный самолет, включающий все последние до-
стижения инженерной мысли, надежный и относительно недорогой в
эксплуатации, который способен продаваться не только на внутреннем
рынке, но и на внешнем.
С 2002 г. американская корпорация Boeing работает с ЗАО
«ГСС», выступая в качестве консультанта. Этот вид международной
кооперации можно отнести к подрядному, поскольку у Boeing нет
доли в капитале проекта [4], но при этом корпорация оказывает ему
всестороннее методическое содействие — техническое, маркетинго-
вое, послепродажное, т. е. предоставляет услуги интеллектуального
характера по договору о сотрудничестве. Такая форма кооперации —
научно-производственная международная — позволила применить
ноу-хау от признанного лидера отрасли в области организации и под-
готовки современного производства.
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook