1
УДК 378.147
Компетентностная структура образовательной
программы фундаментальной научной дисциплины
в техническом университете
© А.В. Купавцев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Ведущие компетентности (информационная, мыслительная, коммуникативная, са-
моорганизационная, самоорентированная) различных образовательных ступеней
высшего образования (ВО) (лицо с неполным ВО, бакалавр, дипломированный специа-
лист, магистр, профессионал послевузовского образования) определяют образова-
тельные программы по научным дисциплинам и интенсивно-деятельностную лич-
ностно ориентированную образовательную технологию обучения с тремя главными
стратегическими направлениями: субъектной деятельностью учения студентов;
развитием их субъектности к учебе и приобретению профессиональных знаний; кон-
тролируемой самостоятельной работой как новым видом самообучения студентов
под руководством преподавателя в современном вузе.
Ключевые слова:
компетентностная образовательная траектория, интенсивно-
деятельностная личностно ориентированная образовательная технология обучения.
Компетентностный подход как основа образовательной техноло-
гии современного высшего профессионального образования (ВПО)
ориентирован на развивающий потенциал студентов и магистрантов,
на последовательное освоение ключевых, базовых и междисципли-
нарных профессиональных компетенций, на системное становление
учащегося как субъекта обучения, личности, гражданина, социаль-
ного человека по мере реализации задач образования, соответству-
ющих различным образовательным целям — от изучения отдельных
дисциплин до освоения научного наследия и общественно-
исторической практики человеческой цивилизации (таблица).
Закон «Об образовании» определяет пять образовательных ступе-
ней: лицо с неполным высшим образованием после двух лет обуче-
ния, бакалавр, дипломированный специалист, магистр и специалист
высшей квалификации послевузовского профессионального образо-
вания. Пятиступенчатая образовательная траектория поставит в соот-
ветствие каждому уровню (ступени образования) ведущие образова-
тельные компетентности: информационную, мыслительную, комму-
никативную, самоорганизационную, самоориентированную [1].
В краткой редакции, под
информационной компетентностью
,
особенно актуальной на начальном этапе обучения, понимают форми-
рующуюся способность студента «ориентироваться в информационном