Компетентностная структура образовательной программы…
5
Уровень научного прогресса, проникновения в сущность явлений
и процессов природы и общественной жизни достиг такой глубинной
стадии обобщения, что извлечение и использование научной инфор-
мации из социальной памяти стали невозможными вне активности
человека, выражающейся в способности осознать, определить и вы-
полнить адекватную деятельность. По сути дела между фундамен-
тальным теоретическим познанием, являющимся условием дальней-
шего развития современной цивилизации на планете, и прагматизмом
производственной практики существует пропасть, непреодолимая для
формальной логики и компьютерных технологий. Несмотря на широ-
кие возможности современной вычислительной техники, не удается
решить ставшие «вечными» задачи полного исследования динамики
трех тел, дальне- и среднесрочного прогноза погоды и др. без присут-
ствия фактора человеческой личности. Деятельность учения все
больше приближается к субъектной деятельности
по овладению ком-
петенциями и компетентностями. Сущностная схема профессиональ-
ного образования в современном вузе:
фундаментальная научная под-
готовка — субъектная деятельность учения студента по научным
дисциплинам, личностное освоение ключевых компетенций и социаль-
ных и профессиональных компетентностей в различных отраслях
материального производства и культуры.
Таким образом, складывается современная
интенсивно-дея-
тельностная личностно ориентированная технология обучения,
имеющая в своей структуре три стратегических линии: субъектную
деятельность учения студентов, специальную проблему становления
и развитие субъектности студентов к учебе и приобретению базовых
компетенций и профессиональных компетентностей и новый вид об-
разования в современном вузе — самостоятельную работу студентов
как самообучение студентов по научной дисциплине под руковод-
ством преподавателя [2].
Графа «Субъектная деятельность учения» таблицы демонстриру-
ет восхождение обучающегося через освоение нормативной деятель-
ности по научным дисциплинам к освоению общественно-выра-
ботанных видов деятельности и присвоению способностей до уровня
ментально-деятельностной компетентности, опирающейся на про-
фессиональные знания, мыслительную грамотность и профессио-
нально значимые личностные качества специалиста.
Второй стратегической линией интенсивно-деятельностной лич-
ностно ориентированной образовательной технологии является одна из
актуальнейших образовательно-воспитательных проблем сегодняшнего
дня — становление и развитие субъектности студентов, позволяющей
личности непротиворечивым образом осуществлять взаимодействие
одновременно с внешней и внутриличностной средой в учебе.
Графа «Стадии развития субъектности» таблицы раскрывает
уровни субъектности обучающегося от объектного содержания ин-
формации до персонифицированной деятельности учения и субъект-