1
УДК 658.5
Использование метода целевых издержек
для управления себестоимостью
ракетно-космической техники
© Г.О. Баев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрен метод целевых издержек (target costing) как один из наиболее пер-
спективных способов управления себестоимостью ракетно-космической техники в
современных условиях, поскольку для покупателей ее перспективных образцов
важно соотношение цены и качества. Достоверное измерение суммарных затрат
на разработку и производство образцов данной техники позволяет управлять се-
бестоимостью ее новых видов и соответственно прогнозировать нижнюю грани-
цу цены разрабатываемого образца.
Ключевые слова
: метод целевых издержек, ракетно-космическая техника, свой-
ство, цена, потребитель.
Введение.
Конкурентоспособность перспективных образцов ракет-
но-космической техники (РКТ) определяется не только достижением
высокого уровня надежности ее функционирования и превосходящими
конкурентов научно-техническими характеристиками, но и конкуренто-
способными ценами. Для покупателей перспективных образцов РКТ
важно соотношение
цены и качества
. Поэтому в процессе создания
новых видов РКТ необходимо постоянно измерять соотношение затрат и
достигаемых технических характеристик на всех стадиях разработки и
производства РКТ. Достоверное измерение суммарных затрат на раз-
работку и изготовление одного образца РКТ позволяет управлять себес-
тоимостью ее новых видов и соответственно прогнозировать нижнюю
границу цены создаваемого образца РКТ [1].
Современное прогнозирование должно учитывать также высо-
кую волатильность (быстрые изменения) внешней среды, особенно
колебания цен на материалы, энергоносители, комплектующие и т. д.
Так, данные таблицы, представленные в пленарном докладе д-ра
экон. наук, руководителя Международной группы контроллинга
Хаймо Лосбихлера на II Международном конгрессе по контроллингу
в Москве (2012), свидетельствуют о больших колебаниях цен на
мировых рынках сырья и материалов.
Важным трендом в аэрокосмической отрасли Европы и всего мира
является преобладание продаж в гражданском секторе по сравнению с
военным, т. е. основную выручку и прибыль производители и продавцы
делают на свободном рынке со свободным ценообразованием и в от-
крытой конкурентной борьбе. Например, в Европе последние 20 лет
объем продаж в гражданском секторе более чем в 5 раз превышает про-
дажи для военного сектора (рис. 1). Доля продаж частному сектору в