Использование метода целевых издержек для управления себестоимостью…
3
Перечисленные проблемы вызывают необходимость совершенст-
вования управления себестоимостью РКТ как одной из важнейших
составляющих цены при высокой волатильности рынка. В настоящей
работе рассматривается метод целевых издержек (target costing) в ка-
честве одного из наиболее перспективных для управления себес-
тоимостью РКТ в современных условиях.
Использование метода целевых издержек для управления
себестоимостью РКТ.
Среди современных методов ценообразования,
таких как регрессионный анализ, балловый метод, метод целевой
прибыли, доход на капитал, потребительская оценка, параметрическое
ценообразование и др., особое внимание обращает на себя
метод
целевых издержек
[4]. Все остальные перечисленные методы ценообра-
зования, несмотря на их существенные различия, можно свести к
единой схеме (рис. 3).
После проведения маркетинговых исследований и принятия
решения о создании нового продукта рассматривают вопросы дизайна и
конструкции. И только по завершении этапа конструкторской
разработки, дающего однозначное представление о виде нового изделия
и его конструктивных особенностях, переходят собственно к этапу
ценообразования. Таким образом, цена изделия является лишь
следствием технических решений и сравнение ее с рыночной ценой на
аналогичные изделия становится лишь завершающим этапом
проводимой работы. Остается лишь констатировать факт: удачно или
неудачно с точки зрения стоимости было разработано новое изделие.
Кардинально другой подход можно предложить, использовав в
качестве основы для создания новых технических решений целевые
издержки. Их определение не будет затруднительным, так как
маркетинговое исследование, обязательно проводимое перед началом
разработки изделия и необходимое для принятия решения о начале
работ, практически всегда дает информацию об ожидаемых цене и
объеме продаж при условии определенного уровня качества будуще-
го изделия.
В основу метода целевых издержек заложен следующий принцип:
сначала определяют рыночную цену на данный вид продукции, затем
устанавливают желаемый размер прибыли, а потом рассчитывают
максимально допустимый размер себестоимости. Таким образом, до-
пустимый размер себестоимости по методу target costing определяется
следующим образом:
Цена – Прибыль = Себестоимость.
Рыночная цена в данном методе называется целевой ценой (target
price), желательная разница между себестоимостью и продажной це-
ной называется целевой прибылью (target profit), а себестоимость, по
которой изделие должно быть изготовлено — целевой себестои-
мостью (target cost).