Г.О. Баев
8
внимание и другие факторы, например историческая и перспективная
длительность совместной работы, желание сотрудничать и т. д.
Если предпочтение отдается групповой работе (с целью выработ-
ки обобщенной оценки свойств изделия покупателями), нужно про-
вести отбор экспертов и создать экспертную группу. При этом, ве-
роятно, необходимо учитывать не только значимость покупателя для
производителя, но и его способность давать оценку, т. е. важна на-
дежность в качестве эксперта. После отбора экспертов проводится их
опрос разработанным заранее способом: анкетирование, прямые де-
баты и т. д. (рис. 6).
Но при очень большой численности клиентов их оценка в качестве
экспертов и создание экспертной группы становятся затруднительными.
Тогда следует прибегнуть к статистическим методам опроса. Если
проведение сплошного опроса покупателей невозможно (например,
когда генеральная совокупность имеет большую численность либо
география поставок крайне обширна), можно прибегнуть к выбороч-
ному опросу, распространив его результаты на генеральную совокуп-
ность [5]. Данный этап завершается обработкой результатов опроса.
Рис. 6.
Второй этап алгоритма процесса управления ценой
и затратами на разрабатываемую РКТ по методу целевых издержек
Третий этап.
Обработка результатов опроса позволяет получить
ранжировку описанных функций и свойств изделия в зависимости от
их значимости для покупателя. На ее основе составляют
перечень
характеристик и свойств, рекомендуемых для нового изделия.
Если
предыдущий этап осуществлялся в тесном контакте с клиентами (ин-
дивидуальная работа или работа с экспертной группой), то они же
могут быть привлечены и к анализу, проводимому на третьем этапе