В.Н. Зузов, Б. Шабан
8
Определение энергопоглощающих элементов конструкции авто-
мобилей, оценка деформаций (рис. 4) при столкновении и в конечном
итоге общая оценка пассивной безопасности представляют собой
сложные задачи. Методы исследования пассивной безопасности кон-
струкций кабин грузовых автомобилей можно разделить на экспери-
ментальные, расчетные и расчетно-экспериментальные.
Под экспериментальными методами исследования в первую оче-
редь подразумевают полномасштабные испытания натурных образ-
цов в соответствии со стандартами безопасности. Методики испыта-
ний на пассивную безопасность конструкции призваны моделировать
сценарии реальных аварийных ситуаций (рис. 5).
Рис. 5.
Примеры кабин после натурных испытаний
Применительно к грузовым автомобилям такими ситуациями яв-
ляются лобовой удар, удар по кабине сзади сорвавшимся при тормо-
жении грузом и опрокидывание автомобиля. Согласно требованиям
ГОСТ Р 41.29–99 (правила ЕЭК ООН № 29), эти ситуации сведены к
трем видам испытаний (рис. 6,
а
).
При испытании А по кабине, установленной на транспортном
средстве, осуществляют фронтальный удар маятником с заданными
размерами и кинетической энергией. При испытании В через жесткую
плиту к конструкции квазистатически прикладывают заданную верти-
кальную нагрузку. При испытании С заднюю стенку кабины через
жесткую плиту нагружают горизонтальной силой. После проведе-