Совершенствование кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования для удовлетворения требованиям пассивной безопасности - page 2

В.Н. Зузов, Б. Шабан
2
ранних стадиях проектирования, когда невозможны натурные испы-
тания.
Безопасность автомобиля принято подразделять на две основные
категории:
активную
— способность автомобиля предотвращать до-
рожно-транспортные происшествия (ДТП) или снижать вероятность
их возникновения и
пассивную
— свойство автомобиля уменьшать
тяжесть ДТП (проявляется в период, когда водитель не в состоянии
предотвратить ДТП). Каждый тип автомобиля разрабатывают с уче-
том требований пассивной безопасности, а их уровень проверяют с
помощью краш-тестов [1, 2].
Для достоверной оценки пассивной безопасности транспортного
средства необходим статистический анализ аварийных ситуаций и
выявление наиболее характерных случаев.
Согласно опубликованным данным [3–5], в 2010 г. в 27 странах Ев-
росоюза около 31 100 погибших в ДТП, что на 11 % меньше, чем в
2009 г. Тенденция снижения числа погибших стала положительной за
последние 20 лет благодаря значительному улучшению инфраструкту-
ры, транспортных средств и, не в последнюю очередь, поведения
участников дорожного движения (использование ремней безопасности,
снижение случаев превышения скорости, уменьшения влияния токси-
ческих веществ). Сокращение ДТП со смертельным исходом почти на
60 % (за 20 лет) в Евросоюзе является впечатляющим доказательством
согласованных усилий автомобильной промышленности, политиков,
государственных органов и потребительских организаций, однако
дальнейшие работы в этом направлении необходимо продолжать.
В странах Евросоюза с 2005 по 2008 гг. около 1,7 млн человек в
среднем было незначительно, серьезно или смертельно ранено во
всех типах ДТП (табл. 1).
По данным ГИБДД, в России ежегодно происходит около 200 тыс.
ДТП, в которых погибает около 30 тыс. человек и получают ранения
свыше 250 тыс. (табл. 2) [6].
Таблица 1
Жертвы ДТП в Евросоюзе (среднее значение за 2005–2008 гг.)
Число по-
страдавших
Все ав-
томобили
Автобусы > 3,5 т
Грузовики > 3,5 т
Число
случаев
Доля от всех
транспортных
средств, %
Число
случаев
Доля от всех
транспортных
средств, %
Погибшие
43 500
1200
3
7200
17
Тяжело
раненные
298 400
6500
2
21 900
7
Легко
раненные 1 386 100 44 300
3
83 900
6
Всего
1 728 000 52 000
3
113 000
7
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...25
Powered by FlippingBook