Совершенствование кабин грузовых автомобилей на стадии проектирования…
5
сформировать систему обеспечения и управления пассивной без-
опасностью. При наличии достоверной статистической информации
о пассивной безопасности автомобиля на стадии эксплуатации воз-
можности управления системой обеспечения пассивной безопасности
ограничены и связаны в основном с регламентацией скорости движе-
ния. Гораздо более широкие возможности имеются на стадии проек-
тирования отдельных элементов этой системы, когда возможна до-
водка и оптимизация ее конструктивных параметров.
На основе проведенных исследований механизмов травмирова-
ния и биомеханики движения человека во время ДТП сформулирова-
ны критерии оптимизации. Принято использовать четыре основных
показателя пассивной безопасности:
• деформация конструкции;
• максимальное ускорение человека;
• вероятность выбрасывания человека;
• возгораемость автомобиля.
Таким образом, ударно-прочностные свойства окружающей кон-
струкции являются основным фактором, определяющим уровень пас-
сивной безопасности автомобиля. Оценивают их по деформациям,
которые при определенных условиях столкновения не должны пре-
вышать заданные значения, сохраняя внутри кабины жизненное про-
странство для водителя и каждого из пассажиров, а также по пере-
грузкам, действующим на человека в процессе столкновения. Жиз-
ненным (остаточным) пространством называют защитную зону
вокруг человека, сидящего в автомобиле (тракторе), внутрь которой
не должны проникать детали при авариях. Размеры жизненного про-
странства, при котором обеспечивается сохранение жизнедеятельно-
сти закрепленного на сиденье человека, регламентируются стандар-
тами. В качестве примера на рис. 1 представлена зона рекомендуемо-
го жизненного пространства согласно нормам, принятым в Европе и
США [7].
Жизненное (остаточное) пространство требуемых размеров обес-
печивается ударно-прочностными свойствами кабин грузовых авто-
мобилей и устранением возможности травмирования людей элемен-
тами внутреннего интерьера.
Анализ конструкции кабин грузовых автомобилей.
Для разра-
ботки методики создания кабин грузовых автомобилей с рациональ-
ными параметрами, отвечающих требованиям пассивной безопасно-
сти, необходимо рассмотреть их конструкции с позиций безопасности
и конструктивных особенностей, которые необходимо учитывать при
исследовании. Конструкции кабин грузовых автомобилей отличаются
большим разнообразием в связи с различными условиями их эксплу-
атации (рис. 2) [2].