Объединение автоматизированных учебных пособий на основе семантической сети понятий - page 1

1
УДК 004.9
Объединение автоматизированных учебных пособий
на основе семантической сети понятий
© Э.Н. Самохвалов, Ю.Е. Гапанюк
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Предложен алгоритм объединения автоматизированных учебных пособий на ос-
нове семантической сети понятий. Рассмотрены элементы формализованной
модели автоматизированного учебного пособия на основе семантической сети
понятий, необходимые для реализации алгоритма. Представлена классификация
элементов модели на элементы с частичной эквивалентностью, элементы без
частичной эквивалентности, ссылочные элементы. Для каждого класса элементов
предложен отдельный алгоритм объединения, позволяющий разработчикам посо-
бий независимо вносить в них изменения и затем объединять изменения в единое
представление.
Ключевые слова:
автоматизированное учебное пособие, семантическая сеть по-
нятий, элемент учебного пособия, частичная эквивалентность, алгоритм объеди-
нения.
Введение.
Одной из наиболее известных проблем разработки ав-
томатизированных учебных пособий является проблема комплексно-
го представления предметной области в нескольких пособиях. Часто
даже близкие по смыслу учебные пособия не формируют у обучаю-
щегося единого комплексного представления о рассматриваемой
предметной области. Это, в частности, связано с тем, что авторы по-
собий обладают каждый своим опытом в предметной области, ис-
пользуют различную терминологию и рассматривают изучаемые яв-
ления с разных точек зрения и т. д.
Для преодоления данной проблемы в работе [1] предложен под-
ход, связанный с построением нескольких автоматизированных
учебных пособий на основе единой семантической сети понятий.
Следует отметить, что для формализации предметных областей
традиционно используются графовые модели, в том числе и для обу-
чения. Наиболее известным подходом в этой области является теория
«концептуальных карт», предложенная профессором Джозефом Но-
ваком. Однако система «CmapTools» [2] — автоматизированный ин-
струмент, разработанный на основе теории Новака, – предназначена
только для формализации предметных областей и не позволяет со-
здавать автоматизированные учебные пособия.
В работе [1] семантическая сеть понятий описывает основные
понятия предметной области и отношения между ними, а учебное
пособие задает обучающую траекторию на семантической сети
понятий.
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...15
Powered by FlippingBook