Э.Н. Самохвалов, Ю.Е. Гапанюк
2
Таким образом, несколько пособий могут формироваться на ос-
нове единой семантической сети понятий предметной области. При
изучении новых пособий знания обучающегося обогащаются новыми
понятиями и связями между понятиями, что позволяет постепенно
формировать у обучающегося непротиворечивую картину знаний о
предметной области.
В работе [1] была предложена формализованная модель автома-
тизированного учебного пособия на основе семантической сети по-
нятий. Однако в ней не был рассмотрен вопрос автоматизированного
объединения учебных пособий. Данный вопрос является актуальным
в рамках предложенной модели, так как разработчики пособий могут
независимо изменять семантическую сеть понятий и учебные посо-
бия. Внесенные изменения необходимо объединять для формирова-
ния единой версии семантической сети понятий и учебных пособий.
Данная статья построена следующим образом. Сначала в сокра-
щенном виде приведены элементы формализованной модели из [1],
без которых невозможно описание алгоритма объединения пособий
(в частности, не рассматривается модель текущих знаний обучающе-
гося, не использующая в алгоритме объединения пособий). Далее по-
дробно рассмотрены алгоритмы объединения пособий.
Элементы формализованной модели автоматизированного
учебного пособия на основе семантической сети понятий.
Семан-
тическая сеть понятий учебного пособия
TG =
TGT, TGR
, TGT = { tgt
i
}, TGR = { tgr
j
},
(1)
где TG — семантическая сеть понятий учебного пособия; TGT —
множество понятий, основных элементов предметной области, в ко-
торой создается учебное пособие; tgt
i
— понятие учебного пособия;
TGR — множество отношений, связей между понятиями; tgr
j
— от-
ношение между понятиями.
Понятие
tgt
i
=
id, eid, tgt
NM
, URI, Q
S
, Q
E
, URI = { uri
i
},
(2)
где id — уникальный идентификатор элемента; eid — уникальный
идентификатор, изменяемый при редактировании элемента; tgt
NM
—
наименование понятия; URI — множество ресурсов, связанных с по-
нятием; Q
S
— множество предварительных контрольных вопросов;
Q
E
— множество завершающих контрольных вопросов; uri
i
— ре-
сурс, связанный с понятием.
Идентификаторы id и eid определяются далее для всех элементов.
Отношение между понятиями
tgr
j
=
id, eid, tgr
NM
, tgt
S
, tgt
E
, URI, Q
S
, Q
E
, URI = { uri
i
},
(3)