7
Эвакоспособность в номенклатуре свойств объектов автобронетанковой техники...
жат свойств, характеризующих этап эксплуатации объекта АБТТ. Вме-
сте с тем, по данным [10], затраты на эксплуатацию такой техники со-
ставляют 70 % общих затрат за весь жизненный цикл объекта.
Этап эксплуатации АБТТ связан с выполнением объектом основных
функций и в мирное, и в военное время. Эксплуатация боевых машин
является сложным процессом, который включает в себя [10]:
•
техническое обслуживание АБТТ;
•
хранение АБТТ, имущества и оборудования;
•
войсковой ремонт АБТТ;
•
эвакуацию;
•
подготовку и содержание личного состава, связанного с эксплуа-
тацией АБТТ;
•
работы по начальному освоению эксплуатации АБТТ.
Проведенный анализ номенклатур свойств показал, что свойства,
связанные с эвакуацией объекта, были учтены только в одном источни-
ке [11]. Однако наличие требований, касающихся эвакуации, в тактико-
технических требованиях (ТТТ) к современным типам АБТТ свидетель-
ствует о необходимости включения в номенклатуру свойств, связанных
с эвакуацией объектов АБТТ.
Способность и пригодность объекта АБТТ к эвакуации относятся
к числу значимых свойств. Это обусловлено тем, что рассредоточен-
ность ремонтного фонда по всей полосе боевых действий создает су-
щественные трудности в работе ремонтно-восстановительных подраз-
делений. Застрявшие, затонувшие, засыпанные и опрокинутые машины
теряют способность участия в выполнении поставленных задач, поэто-
му необходимо принимать срочные меры по быстрейшему возвраще-
нию их в боевые порядки подразделений и частей [12].
Способность объекта к эвакуации, возможность эвакуации объек-
том других машин аналогичного класса в ТТТ принято называть эвако-
способностью. Пригодность к эвакуации, наличие приспособлений и
устройств для буксировки неисправного объекта, вытаскивания его при
застревании (затоплении, завале) и постановки на колеса после опро-
кидывания называют эвакопригодностью.
Несмотря на важность эвакоспособности, сегодня не существует
методики ее оценки. Также отсутствует методика оценки влияния эва-
коспособности на общую эффективность машины.
Учитывая потребности современной обстановки и минной нагруз-
ки на объекты АБТТ, предлагается расширить понятие «эвакоспособ-
ность» путем придания объекту АБТТ возможности самостоятельно
покинуть место подрыва с заданными скоростными и геометрическими
параметрами. Потребность осуществления дальнейшего движения по-
сле подрыва на мине возникает при движении в колонне по дороге огра-
ниченной ширины, когда одна мина может привести к полной останов-