6
А.В. Морозов
С точки зрения статистики поражения ходовой части привлекает
внимание образец, изготовленный ОАО «КамАЗ». Две оси, расположен-
ные в передней части машины, — новый подход к компоновке колес-
ного движителя объекта АБТТ. Можно предположить, что при подоб-
ном расположении колес в случае минного подрыва одной из осей объ-
ект может сохранить устойчивость, достаточную для продолжения
движения.
Однако, с одной стороны, подобное расположение колес может по-
ложительно влиять на минную защищенность объекта, а с дру-
гой — оказывать негативное влияние на другие свойства, например
управляемость, маневренность, устойчивость, проходимость.
Оценить влияние особенностей конструкции на машину в целом
позволяют методы комплексного сравнения. Выводы, полученные в
ходе анализа методов сравнения, показали, что применение наиболее
широко используемых на сегодняшний день методов не позволяет кор-
ректно провести сравнение объектов АБТТ. Вместе с этим был сфор-
мулирован перечень критериев, которым должен удовлетворять метод
сравнения.
Выдвинутым требованиям в наибольшей степени удовлетворяет
метод анализа иерархий, разработанный американским математиком
Т. Саати. Если быть более корректным, речь идет о той части метода,
в которой анализируются альтернативные решения поставленной за-
дачи [8].
В настоящее время этот метод используют для анализа перспектив-
ных направлений в исследовании объектов АБТТ, выбора шасси при
создании семейства спецмашин, сравнения конкретных объектов АБТТ,
а также при выполнении других исследований, в которых требуется
количественная оценка превосходства одного варианта решения задачи
над другим. В работе [9] показано, что метод Т. Саати и методики на
его основе можно применять при решении задач, связанных с оценкой
значимости свойств и оценки технического уровня объектов АБТТ.
Для сравнения объектов АБТТ необходим перечень свойств, по зна-
чимости и соответствию объекта которым будет проводиться сравне-
ние. Объекты АБТТ типа MRAP являются машинами двойного назна-
чения. С одной стороны, в локальных конфликтах и неспокойных рай-
онах они должны заменить небронированные бортовые автомобили,
а с другой — БТР.
В ходе работы было проанализировано большое количество номен-
клатур свойств автомобилей высокой проходимости, боевых машин и
машин аналогичного назначения. Анализ показал необходимость раз-
работки новой номенклатуры, содержащей свойства как боевой, так и
гражданской машины. Многие номенклатуры боевых машин не содер-