А.В. Воронецкий, С.А. Сучков, Л.А. Филимонов
12
применяться в двигателях других схем, поскольку во многих случаях
максимальные энергетические характеристики или наибольшая
плотность топлива могут быть достигнуты только при использовании
компонентов, находящихся в различном агрегатном состоянии.
Поскольку среди жидких топлив наибольшей энергетикой обла-
дает топливная пара кислород + водород, весьма перспективным
можно считать применение этих компонентов и в предлагаемом
ГРДКТТ. Это обеспечит сочетание характерной для РДТТ сравни-
тельной простоты схемных решений, свойственных ЖРД высоких
значений удельного импульса и присущих ГРДКТТ широких воз-
можностей по регулированию тяги и многократному включению и
выключению двигателя благодаря регулированию расхода жидкого
компонента, подаваемого в камеру сгорания.
Предварительные оценки показывают, что рабочий процесс в
ГРДКТТ во многом аналогичен рабочему процессу в традиционном
гибридном двигателе, но имеет ряд существенных отличий, вызван-
ных, в частности, особенностями процессов смесеобразования и го-
рения, обусловленных фазовым состоянием компонентов и их низкой
температурой.
Выбор конкретной схемы ГРДКТТ определяется характерными
особенностями рабочего процесса, при котором имеет место горение
заряда одного из компонентов при обтекании его поверхности вто-
рым компонентом, находящимся в жидком или газифицированном
состоянии. На рис. 6 приведена одна из возможных схем ГРДКТТ,
содержащая телескопический заряд КТТ.
Рис. 6.
Расчетная схема ГРДКТТ с телескопическим зарядом КТТ
Для исследования внутрибаллистических процессов в ГРДКТТ
была выполнена модификация математической модели, описываю-
щей основные закономерности протекания рабочих процессов в
РДКТТ (в частности, проанализированы основные особенности мо-
делирования процессов подачи и преобразования жидкого компо-
нента в камере сгорания, а также оптимизирована используемая мо-
дель турбулентности). Проведены модификация и отладка про-
граммного модуля для расчета характеристик рабочего процесса в
ГРДКТТ.