А.В. Воронецкий, С.А. Сучков, Л.А. Филимонов
2
ры плавления [1]. Это позволяет использовать в качестве топлива
традиционно применяющиеся в ЖРД высокоэнергетичные компози-
ции, но в замороженном виде.
Поскольку среди используемых жидких топлив наибольшим
удельным импульсом обладает топливная пара кислород + водород,
весьма перспективным можно считать применение этих компонентов
и в ракетных двигателях на криогенном твердом топливе (РДКТТ),
что обеспечит сочетание характерной для РДТТ сравнительной про-
стоты схемных решений и свойственных ЖРД высоких значений
удельного импульса. Таким образом, РДКТТ позволяет объединить
преимущества ЖРД и РДТТ.
Возможные схемные решения РДКТТ, связанные с размещением
заряда криогенного твердого топлива в камере сгорания и внутрен-
ней структурой заряда, представлены на рис. 1 и 2. На рис. 1 изобра-
жен РДКТТ с канальным зарядом и дисковым расположением топ-
ливных элементов. В соответствии с приведенной схемой заряд КТТ
разделен на несколько зон в осевом направлении, причем каждая зо-
на состоит в общем случае из слоев окислителя, горючего и межтоп-
ливной изоляции, которая предотвращает теплообмен между слоями
горючего и окислителя, имеющими различные температуры. На
рис. 2 представлена схема РДКТТ с канальным зарядом и матричным
расположением топливных элементов окислителя и горючего.
Рис. 1.
РДКТТ с канальным зарядом и дисковым расположением топлив-
ных элементов
Рис. 2.
РДКТТ с канальным зарядом и матричным расположением топлив-
ных элементов