Европейский опыт решения проблем трансфера знаний между промышленными предприятиями, исследовательскими центрами и высшими учебными заведениями - page 4

А.М. Некрасов
4
Европейские университеты и научно-исследовательские органи-
зации должны играть более активную роль в своих отношениях с
промышленностью в целях максимального использования результа-
тов своих исследований (так называемая третья роль вузов). Это тре-
бует наличия в данных организациях, в том числе промышленных,
специально подготовленного персонала для выявления и управления
ресурсами знаний с максимизацией бизнес-потенциала, знающего,
как лучше применить новую идею на рынке, успешно обеспечить
проект соответствующими ресурсами (персонал, финансирование,
сервис по продаже и постпродажное обслуживание и т. д.), получить
адекватное удовлетворение всех заинтересованных сторон [5, 6].
Участие бизнеса в управлении университетами и научно-иссле-
довательскими организациями помогает сориентировать исследова-
телей и педагогов на потребности общества и привносит опыт для
поддержки деятельности по передаче знаний. Такое взаимодействие
помогает облегчить межотраслевую мобильность — временные об-
мены сотрудниками, подготовка по необходимому профилю и наем
молодых специалистов со знаниями, необходимыми на данный мо-
мент в отрасли.
Тем не менее, неквалифицированный в управлении персонал ча-
сто назначают на управленческие должности. Непрерывное профес-
сиональное развитие управленческих кадров в университетах и науч-
но-исследовательских организациях существует в ограниченном чис-
ле европейских стран и часто бывает неоправданно дорогим с точки
зрения подготовки специалистов из других стран Европы. Семь госу-
дарств — членов ЕС (Австрия, Нидерланды, Франция, Италия, Шве-
ция, Бельгия, Литва) при поддержке Еврокомиссии начали внедрять
рамочную программу подготовки квалифицированных специалистов
по трансферу знаний. После определенной подготовки этих специа-
листов возможно использовать на всей территории ЕС.
Значительная выгода может возникнуть при объединении ресур-
сов организаций и/или результатов НИОКР (а также связанных с ни-
ми прав интеллектуальной собственности) между несколькими уни-
верситетами и/или исследовательскими организациями. Примерами
такого объединения могут служить:
– агентства по патентному маркетингу и трансферу знаний в
Германии;
– северное направление английской научной инициативы (North
of England Science Initiative) как части стратегии Северного пути
(Northern Way Strategy) (Великобритания);
– Свободный университет Брюсселя — Бельгийский VIB (Vrije
Universiteit Brussel).
Кроме того, объединиться могут организации одной отрасли,
например, Консорциум университетов «Белая Роза» (White Rose
University Consortium (White Rose) — стратегическое партнерство
между тремя английскими передовыми университетами из Лида,
Шеффилда и Йорка (Великобритания).
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook