С.А. Летун
6
– государственное стимулирование инноваций (внедрение новых
технологий; опытное и серийное производство новых продуктов и
т. п., сопровождаемое дополнительной отменой налогов);
– поощрение процессов углубления специализации и кооперации,
повышающих конкурентоспособность средних и малых предприятий;
– упрощение формальностей по регистрации новых предприятий
вместе со снижением минимального размера уставного капитала;
– прямая финансовая помощь;
– бесплатная переквалификация предпринимателей, организуемая
и финансируемая за счет государства;
– создание и, самое главное, обеспечение работы консалтинговых
центров для среднего и малого предпринимательства;
– поощрение ориентации на экспорт и развитие внешнеэкономи-
ческой деятельности, в том числе за счет содействия в страховании
внешнеэкономических операций, предоставления возможности уча-
стия в международных выставках, конкретной информации малому и
среднему предпринимательству о зарубежных рынках, поиска зару-
бежных партнеров;
– пропаганда роли науки в содании новых технологий и новых
материалов вместе с предоставлением прикладных методик и кон-
кретных контактных данных для их получения и др.
Создание китайских транснациональных корпораций, ориенти-
рованных на экспорт товаров, капитала и рабочей силы, а также со-
здание новых национальных брендов.
Результаты экономического развития Китая показывают, что реали-
зованная совокупность предпринятых административно-политических
мер позволила стране пройти без особых осложнений как подготови-
тельный период, предшествовавший вступлению страны в ВТО, так и
переходный период уже после вступления в нее [14].
У России присоединение к ВТО заняло 18 лет (с 1994 по 2012 г.).
Для выполнения одного из основных положений ВТО о соответ-
ствии национального законодательства правилам ВТО, России как гос-
ударству с федеративным устройством необходимо было обеспечить
такое соответствие не только на уровне федеральных нормативных
правовых актов, но и на уровне нормативных правовых актов субъек-
тов РФ, во взаимосвязи с решением экономических задач. Безусловно,
многое было сделано для достижения этой цели. Вместе с тем, по про-
шествии к настоящему времени года с момента присоединения России
к ВТО, специалистами Счетной палаты РФ было указано: «Большин-
ство регионов отмечает отсутствие нормативных правовых актов
и методических рекомендаций по вопросам адаптации экономики
субъектов РФ к функционированию в условиях ВТО, а также отсут-
ствие постоянной системы взаимодействия федеральных и регио-
нальных органов государственной власти по данному вопросу» [15].
Эффективное участие России в ВТО предполагает подготовку
квалифицированных специалистов, поскольку защита интересов Рос-