Конкурентоспособность административно-правовых практик как ключевой фактор во внешнеэкономической деятельности Китая: уроки для инновационного развития России в условиях членства в ВТО - page 2

С.А. Летун
2
ная цель процедуры разрешения споров ВТО — поддержание балан-
са прав и обязательств стран-участниц, приведение решений, приня-
тых на национальном уровне и нарушающих правила ВТО, в соот-
ветствие с соглашениями системы ВТО.
Страны-участницы должны привести свое национальное законо-
дательство (законы, постановления и прочие административно-
правовые практики) в полное соответствие с обязательствами, со-
держащимися в договоренностях, прилагаемых к Соглашению об
учреждении ВТО. Это ведет к большой степени повышения уровня
своих обязательств со стороны вновь вступающих государств. Такое
обстоятельство сделало крайне актуальной в стране-кандидате тща-
тельную подготовку к вступлению в ВТО.
Присоединение к ВТО заняло у Китая 15 лет (с 1986 по 2001 г.).
Различные двусторонние соглашения Китая с ВТО сортируются в два
перечня: «Перечень Китая уступок и обязательств по товарам» (до-
кумент WT/ACC/CHN49/Add.1) [1] и «Перечень Китая специфиче-
ских обязательств по услугам» (документ WT/ACC/CHN/49/Add.2)
[2] — на сайте ВТО в разделе для копий всех документов ВТО.
В соответствии с правилами ВТО в Китае создавались, прежде
всего, условия для более широкого открытия следующих сфер: фи-
нансов, страхования, телекоммуникаций, строительства, туризма и
транспорта. Ведомства, входящие в систему Госсовета КНР, внесли
исправления в более чем 2500 правовых актов [3, 4]. С учетом основ-
ного требования — доля иностранного капитала не должна превы-
шать 49 % общего объема инвестиций — с начала 2002 г. стало воз-
можным создание совместных предприятий в области оптовой и роз-
ничной торговли.
Впоследствии были разработаны и приняты правовые акты по при-
влечению инвестиций в следующие области: внутренняя и внешняя
торговля, муниципальное коммунальное хозяйство, здравоохранение,
кинопрокат, функционирование судоходных компаний, дорожные пе-
ревозки, транспортировка грузов, электрические сети, арендные отно-
шения, страхование, финансы, типографское производство, деятель-
ность компаний по управлению основными фондами, по ценным бума-
гам, по гражданской авиации и пр. В результате была создана правовая
база для привлечения инвестиций в сферу услуг [5].
Была введена более упрощенная процедура регистрации новых
предприятий, акционерные компании стали более прозрачными для
акционеров [6].
Благодаря внесенным изменениям в законы в области прав на ин-
теллектуальную собственность, действующее законодательство Ки-
тая в этой сфере достигло и даже превысило требования ВТО по Со-
глашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственно-
сти (
TRIPs
) [7].
Прорабатывая направления, по которым предполагалось упорядо-
чить в соответствии с требованиями ВТО аграрное право, китайские
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook