Конкурентноспособность административно-правовых практик как фактор…
5
рованию многоуровневой территориальной структуры открытости
экономики, с ее восточным и северным «поясами открытости» [8].
3.
Переговорный процесс с ВТО был нацелен на стабилизацию
важных для китайских компаний рынков сбыта и расширение их гео-
графии, достижение мирового уровня качества по ряду товарных
групп, облегчение доступа на мировые рынки традиционно конку-
рентоспособных для Китая экспортных товаров (текстиль, одежда,
игрушки, электроника, керамические и пластмассовые изделия, про-
дукция химпрома и фармацевтики). Наряду с этим переговоры о
вступлении в ВТО должны были способствовать привлечению ино-
странных инвестиций, расширению торговли услугами и доступу к
эффективным технологиям, а в итоге — обеспечить достижение бо-
лее высокого уровня национальной экономической безопасности
[11]. По большинству вопросов указанные цели были в ходе перего-
ворного процесса с ВТО достигнуты вместе с взятием на себя обяза-
тельств по расширению сфер применения иностранного капитала,
что совпало со стремлением Китая обеспечить больший приток ино-
странных инвестиций в национальную экономику.
4.
В стране с переходной экономикой, в том числе такой как рос-
сийская, государственная поддержка национального бизнеса должна
носить системный и институциональный характер, быть единой для
всех форм предпринимательства и одновременно дифференцирован-
ной в целях своей, прежде всего, эффективности по секторам и кон-
кретным отраслям экономики, уровню достигнутой конкурентспо-
собности и пр. [12].
В китайском опыте, накопленном уже после вступления в ВТО,
привлекают внимание следующие моменты.
Приведение к одинаковому уровню налогообложения как наци-
ональных, так и иностранных предприятий (единая ставка налогооб-
ложения в 25 %, для некоторых малоприбыльных предприятий —
20 %, для ряда высокотехнологичных предприятий — 15 %) [13].
Повышение конкурентоспособности национального предприни-
мательства путем стимулирования перетока капитала в сектор высо-
котехнологичного бизнеса, создания частных наукоемких инноваци-
онных предприятий, совершенствования системы государственной
поддержки в отношении инновационных предприятий различных
форм собственности.
Постепенное повышение доли частных предприятий в формиро-
вании ВВП, а также трудоустройство работников, высвобождающих-
ся с госпредприятий.
Особые меры поддержки в адрес тех малых и средних предпри-
ятий, которые заметны своим значительным вкладом в решение про-
блемы трудоустройства, устойчиво развиваются и своевременно реа-
гируют на изменение потребительского спроса. Среди таких мер за-
служивают внимания следующие: