1
УДК 623.7
Сравнительный анализ особенностей конструкций
силовой установки и схем взлета зарубежных
и отечественных палубных истребителей
© П.А. Дроговоз
1
, Н.В. Нижегородцев
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
ОАО «Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”»,
Москва, 125284, Россия
Рассмотрены проблемы технической реализации вертикальной и горизонтальной
схем взлета и посадки палубных истребителей в России и за рубежом. Выполнен
сравнительный анализ особенностей конструкции силовой установки палубных
истребителей F-35 (США) и МиГ-29К (РФ), дана оценка рациональности их ис-
пользования с учетом характеристики авианосцев и авианесущих крейсеров.
Ключевые слова:
палубный истребитель, силовая установка, схема взлета и по-
садки, паровая катапульта, взлетный трамплин.
Вскоре после Второй мировой войны стало очевидным, что
наиболее уязвимой частью боевой авиации являются аэродромы,
особенно взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Их по-
ражение зачастую делает невозможными полеты самолетов обычного
взлета и посадки. С целью радикального решения проблемы еще в
1950-е гг. в ряде стран были начаты работы по созданию самолетов
вертикального или короткого взлета и посадки.
Идея использования таких самолетов особенно подходит для па-
лубной авиации, которая базируется на авианесущих кораблях, где
рулежные дорожки отсутствуют вовсе, а длина взлетно-посадочной
полосы не превышает 300 м, в то время как длина наземной взлетно-
посадочной полосы может достигать нескольких километров.
Палубная авиация — часть авиации воздушных сил государства,
базирующаяся на кораблях и являющаяся их вооружением. Применя-
ется в удаленных районах моря (океана), находящихся за пределами
досягаемости авиации берегового базирования, предназначена для
уничтожения кораблей и транспортов противника в море и базах,
уничтожения самолетов, обеспечения действий корабельных соеди-
нений и морских десантов, нарушения или защиты океанских и мор-
ских коммуникаций, поражения наземных объектов, поддержки су-
хопутных войск. Палубная авиация зародилась во время Первой ми-
ровой войны.
Военно-морские силы США являются мировым лидером по ко-
личеству авианосцев: по состоянию на 2013 год 10 авианосцев нахо-
дятся в составе флота, еще 1 находится в стадии строительства
[1].
Многоцелевые авианосцы с базирующимся на них авиакрылом
(75–85 самолетов) являются ядром авианосных ударных групп (АУГ)
и авианосных ударных соединений (АУС), которые входят в состав