П.А. Дроговоз, Н.В. Нижегородцев
6
При использовании трамплина самолеты стартуют без катапуль-
ты: на старте двигатели выводятся на форсажный режим работы, за-
тем самолет осуществляет разбег и прыжок с трамплина. В то время
как двигатели выводятся на необходимый режим работы, самолет
остается неподвижным благодаря специальным упорам, которые
устанавливаются перед задними шасси. Затем упоры убираются, и
самолет осуществляет взлет. Схема взлета при помощи трамплина
показана на рис. 5.
Рис. 5.
Схема взлета при помощи трамплина
Главными преимуществами трамплина перед катапультой стали
простота конструкции и дешевизна.
На первый взгляд, трамплин действительно обладает огромными
преимуществами — он дешев, не требует паропроизводительной
установки, обслуживания и ремонта, экономятся полезные объемы,
вес, а значит — водоизмещение и стоимость самого корабля.
Однако все эти достоинства трамплина бледнеют в сравнении с
его недостатками. Первым и самым главным преимуществам ката-
пульты является более низкий порог чувствительности к условиям
взлета, т. е. авианосец с катапультой может продолжать осуществле-
ние взлетных операций при более жестких параметрах качки, ветра,
волнения и т. п. (в известных пределах, конечно), нежели корабль,
оснащенный трамплином. Второе важнейшее преимущество ката-
пульты — более высокий темп запуска самолетов. Темп запуска при
трамплинном взлете замедляется не менее чем в 2 раза по сравнению
с катапультным стартом. Также старт с трамплина обусловливает вы-
сокие требования к тяговооруженности самолета: двигатели выво-
дятся на режим «полный форсаж» (или «чрезвычайный форсаж») до
начала разбега, что приводит к преждевременной выработке их ре-
сурса и повышенному расходу топлива. Кроме того, меньший темп
подъема авиагруппы в воздух диктует условие более длительного
ожидания в точке сбора, что также приводит к перерасходу топлива,
уменьшению боевого радиуса и т. д. [5].
Самолеты вертикального взлета и посадки не оправдали возло-
женных на них надежд и в скором времени были заменены на само-