А.А. Баранов, Д.А. Гришко, В.И. Майорова
10
на 30º получить выигрыш в 60 м/с в случае 450 витков ожидания
(≈ 31 день).
Данные графика на рис. 10 позволяют сделать вывод, что при фик-
сированной величине угла поворота плоскости для заданной орбиты
существует такое значение
N
витков ожидания, при котором затраты
суммарной характеристической скорости, необходимой для поворота
плоскости по или против направления прецессии практически одина-
ковы. Например, для высоты 700 км при наклонении 51,6º при требуе-
мой компенсации ∆Ω = ±15º значение граничного
N
близко к 800
(≈ 55 дней). Этот эффект может быть учтен при проектировании схем
обслуживания группировки КА с разных орбитальных станций.
В настоящей работе были рассмотрены случаи перевода КА с одной
круговой орбиты на другую, отличающуюся от первой только фазовым
углом и долготой восходящего узла. Общее решение задачи перехода
между двумя произвольными околокруговыми орбитами приводится
в [7, 8].
Выводы.
Полученные результаты могут быть использованы при
проектных оценках энергетико-временных затрат, необходимых для
формирования спутниковых систем. Предоставляется возможность ана-
литического отыскания компромисса между затратами суммарной
характеристической скорости на перелет и его продолжительностью.
Данная возможность может быть использована при проектировании
сложных многоуровневых спутниковых систем, при планировании об-
служивающих систем. Проведенный анализ перевода спутника на ор-
биту, имеющую существенное отличие ДВУ, позволяет наметить опти-
мальную стратегию такого перевода. Обнаруженная затухающая перио-
дическая зависимость суммарной характеристической скорости перелета
от отклонения ДВУ может быть использована при выработке оптималь-
ной стратегии сбора космического мусора.
Рис. 10.
Зависимость затрат суммарной характеристической скорости
от количества витков для разных направлений и величин изменения ДВУ
для высоты 700 км