разгрузки, определяется боковой поверхностью с углом конусности
γ
≈
arctg 0
,
5
.
Формула (2), полученная на основе закона сохранения импульса,
отображает следующее обстоятельство. Неоднородное распределение
по радиальной координате осевой составляющей скорости движения
элементов КО
W
z
(
r
)
на этапе инерционного деформирования в усло-
виях пренебрежимо слабого влияния продуктов детонации в конечном
счете вследствие диссипативных процессов в деформируемом матери-
але КО может привести к образованию целостного ПЭ массой
m
ПЭ
(незначительно меньшей, чем масса КО) некоторой компактной фор-
мы, летящего со скоростью
W
ПЭ
, которая в первом приближении мо-
жет считаться скоростью соударения с преградой
W
ПЭ
.
Формулы (1) и (2) для приближенных вычислений отражают только
необходимые условия для нормального функционирования СФЗ на 1-й
и 2-й стадиях, но не условия, являющиеся достаточными.
Если можно было бы ограничиться формальным описанием вы-
бора рациональных параметров СФЗ, то формулы (1) и (2) следовало
бы дополнить выражением или системой выражений, связывающих
распределение скорости движения элементов КС (на примере
W
z
(
r
)
)
с геометрическими и физико-механическими характеристиками КО и
ее материала, при которых в конце 2-й стадии ПЭ или б ´ольшая часть
его массы сохраняет целостность. Однако получение явных конечных
выражений для условия целостности ПЭ в конце 2-й стадии в насто-
ящее время не представляется возможным. Причиной этого являются
сложные условия деформирования материала формируемого ПЭ и не-
достаточное знание условий разрушения материалов в этих условиях
деформирования.
На практике разработки новых конструкций СФЗ типа SADARM
вместо попыток получения замкнутой системы уравнений, включаю-
щей уравнения (1), (2) и условие целостности, или сохранности мета-
емого ПЭ, и использования ее при проектировании поступают иным
образом.
Задавшись значением скорости ПЭ
W
ПЭ
из диапазона 1,8. . . 2,5 км/с
и используя эмпирические соотношения [1], находят массу ПЭ
m
ПЭ
,
которая необходима для пробития заданной преграды. Далее исполь-
зуют обобщение опыта предыдущих разработок в виде формулы, свя-
зывающей
m
ПЭ
с плотностью материала ПЭ
ρ
ПЭ
и с диаметром заряда
СФЗ
d
з
.
Это позволяет при выбранном материале ПЭ найти необходи-
мый диаметр заряда СФЗ
d
з
.
Значения остальных параметров СФЗ и КО находят так же, ис-
пользуя эмпирически установленные критерии формирования целост-
ного ПЭ. Например, при необходимости получения медных компакт-
ных ПЭ из конических КО следует принимать: толщину облицовки
111