ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
5
реактивные, ввиду отсутствия госзаказов и внебюджетного финанси-
рования.
В-четвертых, доведение полученной с помощью беспилотного
аппарата разведывательной информации до конкретного потребителя
представляет собой самостоятельную и достаточно сложную задачу,
сопряженную с решением комплекса проблем: фотографирования,
радио- и телепередач, взаимодействия с космическими и воздушны-
ми ретрансляторами, кодирования и т. п.
В-пятых, для каждого типа БЛА требуется разработать систему
управления полетом, обеспечивающую выполнение полета по
маршруту и управление летательным аппаратом в различных режи-
мах полета.
Среди перечисленных выше проблем остановимся на задаче раз-
работки системы управления полетом, которую следует рассматри-
вать в текущий момент как ключевую.
В ситуации экстренного решения задачи создания парка БЛА
необходимо разработать системы управления полетом для каждого
вида и размера БЛА. Учитывая существенное влияние структуры и па-
раметров системы управления на конечный результат, была выделена
задача получения такой методики или технологии разработки, которая
не только подходила бы к разным по виду и размеру БЛА, но и была
бы наименее чувствительна к неточности исходных характеристик и
параметров каждого аппарата и к возмущающим воздействиям. Ре-
зультат был достигнут для стандартного набора измерителей.
В качестве апробации технологии разработки систем управления
движущимися объектами с помощью так называемого геометриче-
ского метода [4] удалось синтезировать структуру и алгоритмы си-
стемы управления полетом для реального ЛА не самой простой кон-
фигурации: спроектирована и реализована система управления
полетом для аппарата аэродинамической схемы «утка» с большой
удельной нагрузкой на крыло. Бортовое радиоэлектронное оборудо-
вание массой порядка 0,5 кг обеспечило высокую траекторную точ-
ность полета для аппарата с относительно небольшим аэродинамиче-
ским качеством. Успешная реализация была достигнута за счет
структурного решения системы управления полетом.
Особенность синтезированной системы управления заключается
в том, что данная система является грубой. Это было продемонстри-
ровано широким диапазоном изменения центровок, относительно
большими ветровыми возмущениями и высокой траекторной точно-
стью при минимальной информации о динамических параметрах
объекта управления. Разработана оригинальная система управления
полетом, которая отличается от существующих систем, используе-
мых на других БЛА.
Пилотируемая и беспилотная авиации накопили к настоящему
времени огромный опыт, написано большое количество инструкций.
Тем не менее ряд технических задач может иметь не единственное
1,2,3,4 6,7