водных работ, дополнительные органы управления и вычислительные
средства (ВС). В современных тренажерах отсутствует жесткое разде-
ление на программные и аппаратные средства. Имитаторы штатного
оборудования часто изготовляются на базе экранных панелей, на ко-
торых программным способом реализуется нужный прибор или ин-
формационная панель. Требование здесь одно — конструкция и функ-
ционирование тренажера не должны прививать ложных навыков при
управлении объектом. Такой подход позволяет поддерживать процесс
обучения на агрегатах, имеющих различные модификации панелей
управления на рабочем месте оператора. Средства, обеспечивающие
информационное поле рабочего места обучаемого с индикаторами
приборной среды, имитацию внешней визуальной обстановки и моде-
лирование логики работы объекта, образуют программно-аппаратный
комплекс (ПАК). Ядром современного ПАК является специализиро-
ванная вычислительная система, в которой функциональные возмож-
ности определяются используемыми аппаратными и программными
средствами. В тренажере специализированные ВС объединяет сред-
ства сопряжения с имитаторами, сбора и обработки информации с
датчиков положения органов управления, а также обеспечивают ре-
шение заранее определенного набора функциональных задач.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана за последнее десятилетие было разрабо-
тано несколько тренажеров в береговом или судовом исполнении.
Тренажеры в учебном центре.
Для берегового исполнения ТК
был оборудован имитаторами пультов управления и мониторами наб-
людения тактической обстановки. Все другие судовые и забортные
системы, системы управления, энергетическое оборудование, навига-
ционная система, гидроакустическое оборудование моделировались на
вычислительном комплексе тренажера. Вычислительная система стро-
илась на базе трех-пяти офисных вычислительных машин. В качестве
операционной системы использовали Windows XP. В ТК была реали-
зована модульная архитектура на базе персональных машин, обычно
используемых в тренажерах учебных центров. Такой вариант позво-
лил использовать возможность масштабирования, проводить доработ-
ку ТС, которая регулярно выполняется в тренажерах этого класса в
связи с появлением новых нештатных ситуаций и режимов управле-
ния без перекомпиляции всего программного комплекса.
Береговой тренажер конструктивно выполнялся в виде одного или
двух рабочих мест обучаемых операторов с постом руководителя обу-
чения.
Вычислительная система ТК выполняла решение уравнений дви-
жения модели подводного аппарата с учетом влияния кабеля, расчет
моделей устройств управления движением, корабельных СПУ и меха-
низмов спуска. Трехмерная (3D) модель ТНПА, модель корабля, визу-
альная модель дна с привязкой к существующей геоинформационнной
26
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
1,2 4,5,6,7,8