этом двигатель позволяет обеспечить высокую плавность движения
объекта управления в силу:
— учета в управляющих фазных токах высших гармоник, при кото-
ром обеспечивается постоянство развиваемого момента в любом по-
ложении ротора;
— компенсации основных составляющих момента магнитного за-
липания;
— компенсации нелинейной зависимости момента, развиваемого
двигателем, от силы тока, протекающего в его фазных обмотках.
Представляются интересными результаты сопоставления характе-
ристик разработанного двигателя, который используется в предлагае-
мом мехатронном модуле, с двигателем RSM-P-36-550*0, серийно вы-
пускаемым фирмой “Рухсервомотор” (г. Минск). Оба двигателя имеют
одинаковые внешний диаметр статора (657 мм) и длину по осевому
направлению (105 мм).
В двигателе фирмы “Рухсервомотор” толщина магнитопровода
статора и соответственно размер магнита по осевому направлению
50 мм. В спроектированном двигателе толщина магнитопровода ста-
тора 50 мм, концентраторы зубцов удлинены по осевому направлению
до 72 мм и соответственно размер магнита по осевому направлению
72 мм. Масса ротора и статора серийного двигателя составляет 122 кг,
масса ротора и статора разработанного двигателя — 140 кг. В серийно
выпускаемом двигателе сопротивление двух фаз
2
R
ф
= 5
,
22
Ом при
температуре 100
◦
С, в спроектированном двигателе
2
R
ф
= 11
,
43
Ом.
Сопоставим двигатели по развиваемому моменту. Для серийного
двигателя при водяном охлаждении длительный ток 23 А обеспечива-
ет стояночный момент 1053 Н
∙
м. При этом выделяемая мощность на
активном сопротивлении будет
23
2
∙
5
,
22 = 2761
Вт. Для того чтобы
обеспечить такой момент с помощью спроектированного двигателя,
необходимо задать ток 6 А. В этом случае выделяемая мощность
на активном сопротивлении примерно в 6 раз меньше и равна
6
2
×
×
11
,
43 = 411
Вт. С учетом большой площади статора и возможности
отвода теплоты от статора в конструкцию изделия, в котором уста-
новлен двигатель, специальной системы охлаждения двигателя при
такой выделяемой мощности вообще не требуется.
В серийном двигателе длительный момент при воздушном охла-
ждении (температура обмоток 120
◦
С) равен 691 Н
∙
м. Для его дости-
жения при стандартном алгоритме управления двигателем, когда об-
мотки двух из трех фаз соединены последовательно, требуется задать
ток 14 А. Выделяемая мощность на активном сопротивлении обмоток
1023 Вт. При токе 14 А разработанный двигатель развивает максималь-
ный момент 2192 Н
∙
м, однако из-за того, что мощность, выделяемая
на активном сопротивлении обмоток, будет 2240 Вт, при длительно
действующем моменте потребуется система охлаждения.
22
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012