двигателе из-за того, что обмотки управления создают такой магнит-
ный поток управления, при котором в случае токов приблизительно
более 6 А заметно начинают проявляться эффекты насыщения магни-
топровода статора двигателя.
Учет нелинейной зависимости момента двигателя от тока.
Для
разработанного двигателя экспериментально была определена зависи-
мость между током
I
, протекающим по двум последовательно соеди-
ненным фазным обмоткам (в третьей фазе ток нулевой), и моментом,
развиваемым двигателем. Эту зависимость можно охарактеризовать
моментным коэффициентом
k
m
(
I
)
, зависящим от тока:
M
Д
=
k
m
(
I
)
I.
С погрешностью около 1% экспериментальные данные аппрокси-
мируются гиперболической зависимостью
k
m
(
I
) =
1
a
0
+
a
1
I
,
(9)
где
a
0
= 4
,
34210
3
А
/
(
Н
м
)
,
a
1
= 1
,
4610
4
(
Н
м
)
1
.
Для компенсации нелинейной зависимости момента от управляю-
щего тока суммарный управляющий ток, (8) перед тем как использо-
вать его в блоке 1 (см. рис. 1), преобразуют функцией
ϕ
(
I
Y Z
)
:
ϕ
(
I
Y Z
) =
I
Y Z
a
0
a
0
a
1
I
Y Z
.
(10)
Рассмотрим особенности экспериментального определения зако-
нов изменения ЭДС при постоянной скорости вращения. Обмотки ка-
ждой фазы состоят из двух равных частей. При определении ЭДС одна
часть обмотки двигателя активна, в нее задается управляющий ток, а
вторая часть, в которой наводится ЭДС, является измерительной. Для
обеспечения постоянной скорости вращения используется цифровой
преобразователь скорости (ЦПС) (см. рис. 1), погрешность которого
не превышает 1%. Скоростной контур, на вход которого подается за-
данная скорость
Ω
0
, охвачен обратной связью по выходному сигналу
ЦПС. Поскольку при измерении ЭДС вращается только ротор двига-
теля и резонансные свойства конструкции телескопа не ограничивают
полосу пропускания скоростного контура, то в скоростном контуре
реализуется коэффициент усиления по скоростному рассогласованию
k
Ω
такого значения, чтобы погрешность от момента магнитного зали-
пания также не превышала 1%.
Таким образом, разработанные алгоритмы управления двигателем
позволяют применить в составе мехатронного модуля высокоэффек-
тивный двигатель с высоким удельным моментом, трапецеидальной
формой ЭДС, с заметным моментом залипания и нелинейной зави-
симостью развиваемого момента от управляющего тока. Однако при
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
21
1,2,3,4,5,6,7 9,10