ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
153
Одновременно и независимо в 1974–1976 гг. Д. Экард проводил
аналогичные исследования в колесе типа “радиальная звезда” с по-
мощью лазер-доплеровского метода [6], что позволило оценить
осредненные и локальные параметры потока, такие, как пульсации
скоростей и давлений. Параметры исследуемого колеса в расчетной
точке:
2
0, 4
D
м;
18 000
n
мин
–1
;
*
к
3, 0;
7, 2
G
кг/с. Несмотря
на различие в параметрах ступени эпюры скоростей качественно сов-
падают с эпюрами, полученными в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также
замеры полных давлений подтверждают эти данные. Помимо этого
опыты Д. Экарда показали наличие интенсивных пульсаций полного
давления в зоне пониженных скоростей, причем наибольшие — в
зоне следа на выходе из колеса (рис. 8).
Рис. 8. Распределение коэффициента пульсации полного давления на
выходе из межлопаточного канала колеса по данным Д. Экарда:
2
*
ср
ср
= (
)
×100 %
*
*
i
f
P P P
, где
ср
,
* *
i
P P
— полное и среднее давления в локаль-
ной точке на плоскости замера соответственно
В дальнейшем аналогичные исследования были продолжены
Н. Крейном в 1985–86 гг. Сравнение с результатами Экарда выпол-
нены Н. Кампсти [7]. Отличие в геометрии колес в сопоставлении с
конструкциями Х.С. Фоулера, Д. Экарда, МГТУ им. Н.Э. Баумана
(профили типа “радиальная звезда”) и И. Ватанабе было отмечено в
конфигурации как меридионального контура, так и формы лопатки
(S-образный профиль). Колесо Крейна по форме профиля ближе к
варианту профилирования ГЦРН МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Х. Крейну удалось спроектировать колесо, в межлопаточных кана-
лах которого зона следа отсутствовала, а пространственная эпюра
скоростей оказалась ближе к расчетной. Эффективность этого коле-
са также выше, чем колес с радиальными лопатками, и близка к эф-
фективности колеса, созданного в МГТУ им. Н.Э. Баумана с ГЦРН-
профилированием.