146
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
структуре течения должна послужить основой для разработки эффек-
тивных методов профилирования.
Для этих целей были рассмотрены результаты экспериментов
различных авторов по замерам полей скоростей и давлений в межло-
паточных каналах осерадиальных РК центробежных компрессоров в
широком диапазоне значений коэффициентов напора.
В насосных ступенях подобные исследования начали проводить
раньше, чем в компрессорных. Шпанхаке еще в начале 1930-х годов
отметил, что в межлопаточных каналах радиального насоса имеют
место вторичные течения, направленные по дискам от стороны дав-
ления к стороне разрежения и в обратном направлении в ядре потока.
При исследованиях внутри колеса использовали инерционные датчи-
ки типа многоканальных зондов, сигнал от которых через датчики
давления передавался на неподвижные вторичные приборы или на
вторичные приборы, вращающиеся вместе с колесом. Получение бо-
лее полной картины течения в настоящее время возможно лазер-
доплеровским методом.
Первым подробным экспериментом в компрессорном осерадиаль-
ном центробежном колесе с использованием инерционных насадков
можно считать эксперимент Х.С. Фоулера (1974). Модель РК имела
наружный диаметр
2
2
D
м, частоту вращения
50
n
мин
–1
, объем-
ный расход
1,8
V
м
3
/c, число Рейнольдса по
2
u
2
6
Re 2,7 10
u
 
.
Оператор вынужден был вращаться вместе с колесом, так как отсут-
ствовал передатчик давления на вторичные приборы.
Данные, полученные в ходе замеров, представлены на рис. 1, на
котором видно, что скорости идеальной и реальной жидкости в меж-
лопаточных каналах осерадиальных колес сильно различаются между
собой. Сравнивая результаты расчетов и эксперимента в разных се-
чениях, можно проследить влияние вязкости на распределение ско-
ростей и выявить зону межлопаточного канала, в которой начинают-
ся процессы, приводящие к перестройке потока.
В угловой зоне между сторонами разрежения и периферийного
сечения лопатки находится зона пониженных скоростей, которая
позже на выходе из колеса была названа Дином зоной следа. В дан-
ном случае эта зона начинается с косого среза на входе, на стороне
разрежения, т. е. практически с сечения 1. Можно предположить, что
столь ранние проявления торможения скорости происходит из-за не-
удачного выбора конфигурации заборного устройства (ЗУ). Как вид-
но на эпюрах скоростей, зона пониженных скоростей, увеличиваясь в
размерах, доходит до выхода из межлопаточного канала колеса.
Из экспериментов Х.С. Фоулера осталось неясным, какова при-
чина перестройки поля скоростей от лопатки к лопатке по сравне-
нию с распределением скоростей в идеальной жидкости. Для выяв-
ления причины перестройки реального потока в сопоставлении с
1 3,4,5,6,7,8,9,10