ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
147
идеальным в МГТУ им. Н.Э. Баумана были проведены эксперимен-
ты на крупномасштабном стенде при следующих параметрах РК:
2
0,8
D
м, высота лопатки на выходе
2
0, 04
h
м,
950
n
мин
–1
,
массовый расход
2,9
G
кг/c,
2
6
Re 2,7 10
u
, относительный диа-
метр колеса
1п 2
0,55,
D D D
относительный диаметр входа
1вт 1п
0,5.
d D D
Здесь
1п
D
и
1вт
D
— диаметры колеса на входе
периферии и втулки соответственно. Замеры проводили пятиточеч-
ным насадком, что позволяло определить вектор скорости. Сигнал
от первичных приборов на вторичные передавался через передатчик
давления. Исследованы два варианта меридионального контура
(рис. 2). Для каждого контура были испытаны колеса с профилиро-
ванием типа “радиальная звезда”, как у Фоулера; и с профилирова-
нием по гидродинамически целесообразному распределению
нагрузки (ГЦРН), полученному из обобщения опытных данных су-
ществующих конструкций [1, 2].
Рис. 1. Пространственная эпюра относительных скоро-
стей в канале рабочего колеса по данным Фоулера:
w
— относительная скорость
Замеры параметров потока проводили в сечениях, показанных на
рис. 2, результаты измерений относительной скорости на выходе из
колеса представлены на рис. 3.
Прежде всего стоит отметить, что было получено аналогичное
различие в распределении скоростей идеальной и реальной жидко-
сти, как и в экспериментах Х.С. Фоулера, только в колесах, исследо-
ванных в МГТУ им. Н.Э. Баумана, ЗУ спрофилировано с гарантиро-