148
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
ванным безотрывным течением на периферийном сечении. В резуль-
тате этого в осевой части колеса значения скоростей, полученные в
ходе эксперимента, ближе к расчетным, что подобно поведению
жидкости в межлопаточном пространстве осевой машины, где можно
выделить ядро потока и пограничный слой. Соответственно зона от-
рыва пограничного слоя начиналась за поворотом от осевого направ-
ления к радиальному (см. рис. 2). После поворота потока скорости на
поверхностях лопатки в реальном течении почти равны, а исходя из
расчетов идеальной жидкости, должен наблюдаться перекос, выра-
жаемый в увеличении скорости от стороны давления к стороне раз-
режения. К выходу это различие становится максимальным.
Рис. 2. Меридиональные контуры РК
I
и
II
, испытанных
в МВТУ им. Н.Э. Баумана
В результате того что проведены более подробные измерения
скоростей в канале колеса, стала понятна причина выравнивания по-
ля скоростей от лопатки к лопатке, которая кроется в сильных вто-
ричных течениях. Они движутся по ограничивающим стенкам от
стороны давления к стороне разрежения, и далее по условию нераз-
рывности происходит возврат в области середины канала с образова-
нием парного вихря. Его интенсивность зависит от способа профили-
рования, что видно при сравнении замеров при использовании
лопатки типа “радиальная звезда” (рис. 4,
а
) и профилирования по
ГЦРН (рис. 4,
б
). Для корректности сравнения структуры потока при
разном профилировании в обоих случаях были одинаковыми мери-
диональный контур, частота вращения, а также
idem
на входе и
выходе из колеса. В результате наложения вторичных течений на
транзитный поток получается сложное винтовое течение, которое