ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
77
пробок в системе питания дизеля. Наличие в топливе большого коли-
чества легких фракций приводит к увеличению жесткости сгорания
(скорости нарастания давления и максимального давления сгорания)
и снижению ресурса работы дизельного двигателя. Среднюю испаря-
емость топлива устанавливают по температуре выкипания 50 %, ко-
торая обусловливает испаряемость топлива и период задержки вос-
пламенения. Наличие в топливе тяжелых трудноиспаряющихся
фракций можно определить по температуре перегонки 90 %. По тем-
пературе окончания перегонки, соответствующей перегонке 96 или
98 % топлива, также выявляют присутствие в нем тяжелых (выкипа-
ющих при высоких температурах) фракций, чрезмерное содержание
которых в топливе приводит к ухудшению испарения и усложнению
образования однородной топливно-воздушной смеси. Высокая тем-
пература выкипания 96 % топлива свидетельствует о наличии тяже-
лых фракций, которые не только ухудшают смесеобразование, но и
увеличивают нагарообразование на деталях цилиндропоршневой
группы и тем самым снижают экономичность и надежность работы
двигателя. При использовании топлива с большим содержанием тя-
желых фракций некоторая их часть догорает в такте расширения, вы-
зывая дымность ОГ и повышение их температуры, рост удельного
расхода топлива, загрязнение моторного масла и деталей двигателя
продуктами неполного сгорания топлива, прежде всего сажей.
Перечисленные выше факторы указывают на необходимость учи-
тывать фракционный состав при выборе топлива для дизелей. Это
также относится и к биодизельному топливу. Фракционный состав
топлив определялся методом перегонки — путем разделения смеси
жидкостей на компоненты, основанном на разности температур их
кипения. Данный метод заключается в нагревании жидкости до ки-
пения с последующей конденсацией паров в холодильнике.
На рис. 2 приведены кривые разгонки нефтяного ДТ и биоди-
зельных топлив, полученных из различных растительных масел.
Температура кипения нефтяного ДТ в процессе перегонки непрерыв-
но увеличивается со 140 до 350
С. Температура начала кипения био-
дизельных топлив, полученных из различных растительных масел,
обычно колеблется от 220 до 285
С. Исключение составляет масло
редьки, для которого эта величина составляет 160
С. При количестве
испарившегося топлива более 10 % кривые разгонки сложных мети-
ловых эфиров идут резко вверх. При повышении температуры выше
t
= 310…330
С метиловые эфиры жирных кислот подвергаются тер-
мическому разложению.
При перегонке биодизельного топлива отмечено термическое
разложение его компонентов; можно предположить, что оно проис-
ходит и при работе дизельного двигателя. Образующиеся продукты
окисления и полимеризации являются причиной негативных процес-
сов в двигателе — нагаро- и коксоотложения на деталях камеры сго-
рания. Температура выкипания 50 % фракций для нефтяного ДТ в