ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
75
ва. Данные о динамике производства биодизельного топлива в неко-
торых странах ЕС представлены на рис. 1 [1].
Рис. 1. Динамика роста производства биодизельного топлива (эфиры
растительных масел и животных жиров) в европейских странах:
1
— Бельгия;
2
— Франция;
3
— Италия;
4
— Польша;
5
— Литва
Эфиры, получаемые из растительных масел, называются слож-
ными: они не могут быть описаны простой химической формулой,
поскольку являются смесями эфиров различных жирных кислот, вхо-
дящих в состав растительных масел [6]. В сопоставлении с расти-
тельными маслами физико-химические свойства этих эфиров в
большей степени приближены к свойствам нефтяного дизельного
топлива. В первую очередь следует отметить пониженную по срав-
нению с растительными маслами вязкость указанных эфиров, а также
их повышенное цетановое число, которое обычно превосходит цета-
новое число нефтяного дизельного топлива. В таблице приведены
физико-химические свойства нефтяного дизельного топлива (ДТ) и
метиловых эфиров растительных масел — рапсового и подсолнечно-
го масел (соответственно МЭРМ и МЭПМ) [1].
Биодизельные топлива, предназначенные для использования в ди-
зельных двигателях, должны за минимальный период сформировать в
камере сгорания топливно-воздушную смесь, обеспечивающую ее
легкое воспламенение, плавное и достаточно полное сгорание с мини-
мальным содержанием сажи, токсичных и канцерогенных веществ в
ОГ. Не допускается образование осадков в топливоподающей системе
и нагароотложений на деталях двигателя. В связи с изложенным одной
из основных проблем является организация рабочего процесса дизель-
ных двигателей, работающих на биодизельных топливах.
Обеспечение современных требований к показателям топливной
экономичности и токсичности ОГ дизельных двигателей возможно
1 3,4,5,6,7,8