54
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
где
— отношение массы воздуха к массе топлива;
р
и
Т
— текущие
значения давления, атм, и температуры, K;
2
O
y
— текущая концен-
трация кислорода в цилиндре. Анализ результатов, полученных с по-
мощью этого уравнения (см. рис. 4), показывает, что действительно
оно позволяет достаточно точно рассчитывать задержку самовоспла-
менения в двигателях с процессом PCCI. Однако при моделировании
традиционного процесса с величиной периода задержки меньше
5
…7
этот метод дает заниженные результаты. Что касается извест-
ного уравнения Харденберга — Хазе [6], то оно может быть приме-
нимо только к расчету дизелей с традиционной организацией процес-
са сгорания.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что для решения оп-
тимизационных задач необходимо обеспечить непрерывность кор-
ректного расчета рабочего процесса дизеля при смене способа его
организации. Учитывая также то, что расчетный метод, построенный
на среднем арифметическом от результатов пошагового и интеграль-
ного расчетов, позволяет получить высокую точность как при обыч-
ной организации процесса сгорания, так и при PCCI, именно этому
методу было отдано предпочтение при построении математической
модели сгорания в дизеле.
Из многочисленных экспериментальных данных следует, что при
большой задержке самовоспламенения сгоранию в дизеле предше-
ствует дополнительный пик скорости тепловыделения или дополни-
тельная фаза сгорания, называемая низкотемпературным окислением
или LTC (Low Temperature Combustion). В этом случае основное сго-
рание называется высокотемпературным (HTC — High Temperature
Combustion). Определить момент начала низкотемпературного окис-
ления можно, проводя расчет кинетики предпламенных реакций,
например с помощью программы CHEMKIN. Некоторые авторы
предлагают оценивать момент начала LTC по характерной темпера-
туре его начала, которую оценивают как 770…810 K. Однако опыт
показывает, что этот подход не обладает необходимой для практики
точностью. В данной работе предлагается оценивать момент начала
LTC на основе предварительно рассчитанного периода задержки ос-
новного “горячего” сгорания.
Анализ и обработка многочисленных опубликованных экспери-
ментальных данных [16–22] позволяет получить простую зависи-
мость для задержки начала низкотемпературного сгорания
i
LTC
как
функции задержки высокотемпературного сгорания
i
HTC
и степени
рециркуляции ОГ. На рис. 5 приведена зависимость разности между
периодами задержки “горячего”
i
HTC
=
i
HTC
6n
и “холодного”
i
LTC
=
=
i
LTC
6
n
сгораний, выраженных
в углах поворота коленчатого вала в
функции от периода задержки “горячего” сгорания для разных двига-
телей, которые работают на различных нагрузках и частотах враще-
ния с разными температурами воздуха на впуске и разной степенью
рециркуляции ОГ [16–22].
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11