ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
49
ливной струи, а также условия в этих зонах, можно рассчитать
скорость испарения и далее — скорость сгорания с учетом основ-
ных влияющих факторов. Схема характерных зон струи представ-
лена на рис. 1. Если в процессе развития струи топливо попадает
на зеркало цилиндра и на поверхность крышки цилиндра, то наря-
ду с указанными на рис. 1 зонами выделяются соответствующие
дополнительные зоны.
Рис. 1. Схема характерных
зон струи:
1
— уплотненное осевое ядро;
2
—
уплотненный передний фронт;
3
— разреженная оболочка сво-
бодной струи;
4
— осевое кониче-
ское ядро пристеночного потока
(ПП);
5
— уплотненное ядро ПП
на поверхности поршня;
6
—
уплотненный передний фронт ПП;
7
— разреженная оболочка ПП
Проблеме расчета периода задержки самовоспламенения посвя-
щено большое число работ. Далеко не полный перечень публикаций,
приведенный в [5], содержит 10 разных формул, причем в него не
включены разработки отечественных ученых и некоторые популяр-
ные формулы зарубежных авторов. Большинство формул построены
на законе Аррениуса. К ним относятся получившие самое широкое
распространение формулы Харденберга — Хазе [6], формула Хироя-
су [7, 8] и формула Толстова [9].
Для математической модели сгорания современного ДВС необхо-
димо, чтобы метод расчета периода задержки самовоспламенения поз-
волял не только учитывать традиционные условия работы дизеля, но и
достаточно точно описывать условия работы с высоким уровнем со-
держания остаточных газов в свежем заряде, ибо современный дизель
может работать со степенью рециркуляции ОГ до 50 %. При расчете
следует учитывать отрицательные углы опережения впрыскивания, что
характерно для двигателей с низким содержанием оксидов азота в отра-
ботавших газах и, наоборот, — очень большие углы опережения впрыс-
кивания (до 100
…120
до ВМТ), что характерно для дизелей, реализу-
ющих технологию PCCI (Premixed Charge Compression Ignition —
раздельного сгорания) или HCCI (Homogeneous Charge Compression
Ignition — гомогенного сгорания), а также расчет задержек при много-
разовом впрыскивании. Период задержки самовоспламенения при
многоразовом впрыскивании рассчитывают для каждой порции
впрыскиваемого топлива. Топливо второй, третьей и последующих
порций может быть подано в цилиндр после ВМТ с большой задерж-
кой и в газовый заряд, содержащий значительную долю продуктов