ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
51
где
T
и
T

— средние значения температуры в цилиндре в данный
момент времени (при значении
угла поворота коленчатого вала) и
на предыдущем шаге (при значении
1 угла поворота коленчатого
вала). На рис. 2 представлена зависимость
C
t
= f
(
x
t
), построенная по
экспериментальным данным, для дизеля Caterpillar
D
/
S
=
= 137/165 мм [12] и для тепловозного дизеля Д49 (
D
/
S
= 260/260 мм) с
двухразовым впрыскиванием (предоставлены Коломенским заводом).
Рис. 2. Поправочный множитель
С
t
,
учитывающий изменение температу-
ры во время периода задержки самовоспламенения:
▲— данные М. Бакенхуса и Р. Райца [12];
— данные Коломенского завода
Коэффициент
C
r
, учитывающий концентрацию продуктов сгора-
ния, рассчитывают как функцию от доли стехиометрических продук-
тов сгорания
r
в объеме цилиндра во время периода задержки само-
воспламенения. Зависимость
C
r
= f
(
r
), полученная автором путем
обработки опубликованных экспериментальных данных [12–14],
представлена на рис. 3.
Оба поправочных коэффициента
C
t
и
C
r
равны единице для стан-
дартных дизелей с обычными значениями опережения впрыскивания.
Однако если впрыскивание начинается после ВМТ или последующие
порции топлива подаются в заряд, в котором уже имело место сгорание
предыдущих порций, представленные зависимости позволяют рассчи-
тывать период задержки самовоспламенения с учетом этих факторов.
Следует отметить, что пошаговый расчет дает завышенные значения
задержки самовоспламенения по отношению к методу интегрирования
Ливенгуда — Ву при условиях, когда задержка превышает 10 градусов
поворота коленчатого вала. Для оценки точности предложенных мето-
дов рассчитаны периоды задержки самовоспламенения для различных
дизелей на разных режимах работы (таблица).
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11