Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018 1
УДК 623.438.3 DOI 10.18698/2308-6033-2018-1-1720
Сравнительный анализ формирования кумулятивных
струй из конических и полусферических облицовок
© С.В. Федоров, С.В. Ладов, Я.М. Никольская
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В рамках двумерной осесимметричной задачи механики сплошных сред проведено
численное моделирование формирования металлических кумулятивных струй при
обжатии взрывом конических и полусферических облицовок. В качестве материа-
ла облицовок рассматривалась медь
.
Установлено, что переход от постоянной
толщины полусферических кумулятивных облицовок к дегрессивной (уменьшаю-
щейся от вершины к основанию) позволяет за счет создания условий для реализа-
ции принципа имплозии (сферически симметричного схождения материала обли-
цовки к центру) повысить скорость головной части формируемых кумулятивных
струй до уровня 10 км/с, обеспечиваемого кумулятивными зарядами с коническими
облицовками. Проведен анализ массоскоростных распределений для кумулятивных
струй, формирующихся из различных облицовок. Показано, что в качестве допол-
нительного средства управления массоскоростными характеристиками кумуля-
тивных струй может выступать использование облицовок дегрессивной толщины
в форме полуэллипсоида или усеченной сферы
.
Ключевые слова:
кумулятивный заряд, кумулятивная струя, коническая облицов-
ка, полусферическая облицовка, массово-скоростное распределение, численное мо-
делирование
Кумулятивные струи, формирующиеся при взрыве цилиндриче-
ского или цилиндроконического заряда взрывчатого вещества с вы-
емкой на одном из торцев, покрытой тонкой металлической облицов-
кой, относятся к числу физических объектов с уникальными свой-
ствами. Скорость головной части струй при обжатии взрывом
конических кумулятивных облицовок составляет до 10 км/с, а глуби-
на их проникания в высокопрочные стальные преграды достигает
10 диаметров заряда [1, 2].
За счет наличия градиента осевой скорости (уменьшения скоро-
сти от головной части струи к хвостовой) кумулятивная струя в про-
цессе движения растягивается, пока не происходит ее распад на от-
дельные безградиентные элементы [3, 4]. К основным факторам,
определяющим глубину проникания струи в преграду, относятся ее
длина и плотность материала преграды [1, 5]. Для достижения боль-
шого пробития используются конические облицовки прогрессивной
(увеличивающейся от вершины к основанию) толщины. Это позволя-
ет формировать кумулятивные струи с более высоким градиентом
осевой скорости, что способствует увеличению их предельного