П.В. Круглов, В.И. Колпаков
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017
обладают УВЭ с удлинением более 3 [4–7] — они сохраняют свою
сплошность на траектории и имеют достаточный запас аэродинами-
ческой устойчивости.
Рис. 1.
Схема снарядоформирующего заряда (
а
) и форма удлиненного
высокоскоростного элемента (
б
) [7]:
1
— облицовка;
2
— корпус;
3
— детонатор;
4
— взрывчатое вещество
Для создания устойчивого в полете УВЭ применяются различные
способы. Наиболее эффективными из них являются следующие: со-
здание «юбки» в хвостовой части (благодаря которой сохраняется
аэродинамическая устойчивость элемента (рис. 1,
б
)); формирование
в комбинации с «юбкой» стабилизирующего вращения элемента во-
круг продольной оси (оси полета), что обеспечивает гироскопический
эффект.
При увеличении диаметра «юбки» и росте удлинения устойчи-
вость УВЭ в продольном направлении повышается, что не дает воз-
можности ему переворачиваться вокруг центра масс поперек оси по-
лета. Если получается слишком большая «юбка», тогда повышается
аэродинамическое лобовое сопротивление от набегающего потока,
снижается скорость и, как следствие, уменьшается глубина пробития.
К тому же важной характеристикой УВЭ, которая влияет на пробив-
ную способность, является степень его наполненности [7].
Форма и устойчивость УВЭ наряду с физико-механическими ха-
рактеристиками используемого материала облицовки — важнейшие
факторы, которые обеспечивают пробивное действие зарядов, фор-
мирующих УВЭ.
Сложность процесса формирования УВЭ такова, что надежно и
достоверно предсказать его конечную форму практически невозмож-
но. Для определения его параметров необходимы натурные экспери-
менты. В настоящее время в целях ускорения и удешевления работ
широко применяются методы математического моделирования функ-