П.В. Круглов, В.И. Колпаков
14
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017
Увеличивая динамический предел текучести от центра к перифе-
рии (см. рис. 10,
б
), можно за счет снижения пластичности добиться
увеличения «юбки» в хвостовой части. Представлены результаты с не-
высокой наполненностью УВЭ, хотя, вероятно, используя комбина-
цию этого заряда с измененной формой облицовки (см., например,
рис. 8,
в
), возможно получить и более наполненные элементы. Данное
предположение нуждается в уточнении. При увеличении динамиче-
ского предела текучести от периферии к центру (см. рис. 10,
в
), т. е.
при обратном порядке расположения зон, особенно заметно формиро-
вание «юбки» в хвостовой части, что свидетельствует о возможности
управления формой УВЭ путем направленного изменения свойств ма-
териала облицовки. Кроме того, постановка и решение задачи с разде-
лением на зоны позволяет определить, каким образом материал из раз-
личных зон сегментной облицовки деформируется и впоследствии
распределяется по УВЭ. Хвостовая часть УВЭ образуется только из
периферийной зоны, а в его центральной части находятся и централь-
ные области облицовки, и близкие к периферии. Этот факт позволяет
расширить понимание процессов формирования УВЭ.
В следующей серии расчетов использовалась модель СФЗ № 1,
но в каждом из вариантов варьировался динамический предел теку-
чести облицовки
Y
= 0,65 ГПа (рис. 11,
а
),
Y
= 0,70 ГПа (рис. 11,
б
),
Y
= 0,75 ГПа (рис. 11,
в
).
Рис. 11.
Динамика формирования удлиненного высокоскоростного элемента из
облицовок при различных значениях динамического предела текучести материала
(объяснения в тексте)
Удлинение УВЭ с уменьшением предела текучести увеличивает-
ся до 4,6, однако возникает риск отрыва головной части от хвостовой
(см. рис. 11,
а
). В то же время при увеличении предела текучести
наполненность элемента снижается (см. рис. 11,
б
,
в
), что негативно
отражается на пробивной способности УВЭ.