Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

В.А. Лиханов, А.Н. Козлов, М.И. Арасланов

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017

ность сажи [2]. Известно, что канцерогены, адсорбированные на по-

верхности твердых частиц, действуют на живые клетки активнее, чем

канцерогены в чистом виде [3]. В образцах сажи из выхлопной си-

стемы или отобранных при низких температурах отработавших газов

(ОГ) обнаруживаются тяжелые углеводороды, сконденсированные в

агломераты и превращенные в смолистые вещества. Попадая в лег-

кие человека, частицы сажи вызывают раздражение, способствуют

появлению злокачественных новообразований. Кроме того, исследо-

вания показали, что и сельскохозяйственные растения способны

накапливать сажу в значительном количестве [4].

Один из перспективных способов снижения дымности дизелей —

это применение альтернативных топлив [5, 6]. Для оптимизации

процессов сгорания и максимального снижения выбросов сажи при

работе дизеля на альтернативном топливе необходимо иметь полное

представление об основных стадиях быстропротекающих процессов

в цилиндре. Для этого, в частности, необходимо разработать адек-

ватную математическую модель образования и выгорания сажи в ци-

линдре дизеля, описывающую основные стадии сажеобразования от

стадии термического разложения углеводородов исходного топлива

и их производных до реакций газификации на поверхности частиц

сажи. Такая модель должна не только с достаточной точностью поз-

волять рассчитывать показатели сажесодержания в ОГ, но и давать

представление о динамике процессов сажеобразования в цилиндре

дизеля при работе на альтернативных видах топлива — этаноле и

рапсовом масле (РМ).

Образование и выгорание частиц сажи в КС дизеля — сложные

физико-химические процессы, интенсивно протекающие в короткие

промежутки времени в нестационарных температурных условиях,

при переменных значениях давления и концентрации компонентов

газовой смеси.

По температурным условиям, наличию кислорода, концентрации

углеводородов топлива объем КС дизеля неоднороден. При работе

дизеля на РМ и этаноле с двойной системой топливоподачи в КС

можно условно выделить несколько зон.

В зонах КС дизеля с дефицитом кислорода воздуха при высоких

температурах углеводороды топлива подвергаются пиролизу с обра-

зованием молекул с меньшим количеством атомов углерода. По мере

роста температуры устойчивыми остаются молекулы с более корот-

кими цепями, а также циклические молекулы и радикалы бензольно-

го ряда. При температурах свыше 1500 °С остаются только молекулы

2

N

,

2

О

,

2

Н

,

2

Н О

,

2

СО

,

СО

,

2 2

С Н

и некоторые углеводородные

радикалы, устойчивые к распаду.