Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2017 1
УДК 621.436 DOI 10.18698/2308-6033-2017-8-1649
Математическое моделирование образования
и выгорания сажи в цилиндре дизеля 2Ч 10,5/12,0
при работе на рапсовом масле и этаноле
© В.А. Лиханов, А.Н. Козлов, М.И. Арасланов
Вятская государственная сельскохозяйственная академия,
г. Киров, 610017, Россия
Рассмотрен один из перспективных способов снижения дымности отработавших
газов дизеля — использование альтернативных топлив, применение которых поз-
воляет решить задачу по замещению нефтяного топлива. Представлена мате-
матическая модель образования сажи в цилиндре дизеля при сгорании рапсового
масла и этанола, основанная на химической кинетике пиролиза углеводородов
топлива и высокотемпературном ацетиленовом механизме. На базе современных
представлений о механизме образования зародышей частиц сажи в условиях ка-
меры сгорания дизеля предложен химизм сажеобразования при работе на рапсо-
вом масле и этаноле. Результаты проведенного расчета уровня дымности отра-
ботавших газов дизеля 2Ч 10,5/12,0 на рапсовом масле и этаноле показывают,
что при работе на альтернативных топливах на номинальном режиме концен-
трация сажи в отработавших газах снижается в 3,7 раза по сравнению с исполь-
зованием дизельного топлива. Полученные результаты теоретических расчетов
удовлетворительно согласуются с экспериментальными данными
.
Ключевые слова:
дизель, рапсовое масло, этанол, камера сгорания, пиролиз, двой-
ная система топливоподачи, сажа, дымность отработавших газов
Изучение процессов сажеобразования в камере сгорания (КС) ди-
зелей связано прежде всего с постоянно ужесточающимися требова-
ниями к экологическим характеристикам энергетических установок.
Известно, что в результате высокой излучательной способности сажи
значительно возрастают потери энергии в цилиндре дизеля в виде
теплового излучения пламени. Часть тепла, выделяемая при сгорании
дисперсного углерода, отводится конвективным путем. Таким обра-
зом, образование сажи снижает индикаторный КПД дизеля, в том
числе за счет неполноты и несвоевременности окисления углеводо-
родов топлива [1].
Особую опасность представляет сажа, образовавшаяся в КС ди-
зеля, поскольку на своей поверхности способна адсорбировать дру-
гие продукты неполного сгорания топлива, в том числе бензапирен,
имеющий канцерогенные свойства. При быстром охлаждении газо-
вой смеси в цилиндре часть высокомолекулярных углеводородов не
успевает пройти все стадии процесса окисления и накапливается на
поверхности сажевых частиц, что и определяет канцерогенную опас-