Previous Page  16 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 27 Next Page
Page Background

В.В. Костюк, Б.И. Каторгин, В.П. Фирсов, К.Л. Ковалёв и др.

16

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017

и разгоняется. После торможения в улитке, сопровождающегося

дальнейшим сжатием, газ выходит из компрессорной ступени турбо-

детандера. В двухступенчатом центробежном компрессоре газ сжи-

мается, а затем, пройдя по различным элементам цикла, охлаждается

и поступает в сопловой аппарат турбины, где разгоняется, после чего

поступает на лопатки колеса турбины. В колесе (рис. 12) турбины газ

совершает работу, необходимую для привода колеса дожимающего

компрессора, и охлаждается, после чего выходит из турбодетандера.

Рис. 12.

3D-модель колеса детандера

Специфика расчета элементов турбохолодильной машины —

турбины и компрессора — заключается в том, что их рабочие колеса

располагаются на одном роторе и имеют одинаковую частоту враще-

ния, равную 45 000 тыс. об/мин. В турбодетандере возникает боль-

шой градиент температуры по оси ротора. Температура на колесе

дожимающего компрессора 300 K, а на колесе турбины — 59 K. Учи-

тывая высокую частоту вращения турбодетандера, а также его малые

размеры, большой перепад температур может привести к значитель-

ным теплопритокам в турбину, что уменьшает эффективность крио-

рефрижератора в целом. Для уменьшения теплопритоков в турбину

упорный диск осевого подшипника расположен со стороны дожима-

ющего компрессора, а турбинная ступень расположена на протяжен-

ной свободной консоли ротора. Для уменьшения теплопритоков по

корпусным деталям корпус турбодетандера изготавливается из кор-

розионно-стойкой стали и имеет участок с малой площадью в попе-

речном сечении. По этой же причине все узлы крепления подшипни-

ков выполняются со стороны дожимающего компрессора.

Изменение температуры на колесе детандера составляет 24 K при

степени расширения 3,6. При этом развиваемая мощность достигает