Previous Page  13 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 27 Next Page
Page Background

Система криообеспечения высокотемпературной сверхпроводимости устройств…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017 13

Ротор вращается в газодинамических подшипниках [8–10].

Радиальные подшипники расположены с обеих сторон активной

части ротора электродвигателя. Осевые подшипники установлены по

обе стороны упорного диска ротора. Радиальные и осевые газодина-

мические подшипники относятся к лепестковому типу.

Как отмечено ранее, условия эксплуатации турбомашин характе-

ризуются длительным ресурсом работы и высокими частотами вра-

щения. Их обеспечивает только использование подшипников с отсутст-

вием в рабочем режиме механического контакта между ротором и

корпусом. Этим требованиям удовлетворяют подшипники скольжения с

жидкостной или газовой смазкой и активные электромагнитные

подшипники. Применение подшипников скольжения с жидкостной

смазкой в данной системе затруднительно, поскольку требуется сложная

маслосистема, которая может привести к загрязнению рабочего тела.

Для активных электромагнитных подшипников

необходима сложная и

громоздкая система управления, а при большом автономном ресурсе

система управления должна иметь двойное или даже тройное

дублирование, что значительно усложняет эксплуатацию. К тому же при

использовании электромагнитных подшипников необходимо пред-

усмотреть в конструкции места для установки страховочных шарико-

подшипников, которые будут воспринимать нагрузки при стоянке и

транспортировке агрегата и изделия в целом и аварийном останове

компрессора. Все это делает применение электромагнитных подшип-

ников для решения поставленной задачи проблематичным.

Более предпочтительными для таких условий работы являются

подшипники с газовой смазкой. Для газостатических подшипников

важно иметь дополнительный источник газа и систему его тонкой

фильтрации, так как их несущая способность определяется в основ-

ном давлением подводимой смазки, превышающей давление среды в

2–5 раз. Все это ведет к необходимости ввода дополнительных агре-

гатов и усложняет систему в целом.

Наиболее оптимальными опорами в данном случае представля-

ются лепестковые газодинамические подшипники (ЛГП). Для этого

типа подшипников не требуется дополнительных агрегатов питания

и применения страховочных шарикоподшипников, что увеличивает

надежность агрегата.

Ресурс работы таких подшипников составляет десятки тысяч ча-

сов и более. Особенностями ЛГП являются способность к самоуста-

новке, отслеживанию колебаний ротора и внутреннее трение пакета

лепестков. Одним из наиболее важных преимуществ ЛГП является

эффективная стабилизация высокоскоростных колебаний ротора за

счет внутреннего трения пакета лепестков в зоне их контакта, кото-

рое возникает при работе, что увеличивает рассеивание энергии ко-