Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

А.Ф. Киселев, В.В. Коваленко, Т.М. Притуло

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017

с применением двухшаговой конечно-разностной маршевой схемы

Мак-Кормака [5]. На гладких решениях эта схема имеет второй порядок

точности по всем координатам, и она является условно устойчивой с

числом Куранта, равным единице. Для построения разностной сетки

используются конформные преобразования Кармана — Треффтца [6].

При создании вычислительной программы [7] применены специальные

алгоритмы монотонизации, корректирующие решение в областях с

большими градиентами газодинамических параметров. Особый

расчет выполняется на поверхностях тела и выделенного головного

скачка. Последующий пересчет эволюции возмущенного течения при

распространении на большие расстояния выполняется с помощью

метода [8], основанного на квазилинейной теории [9]. Оказывается,

что на удалении от тела порядка 5–10 длин самолета трехмерное поле

течения вблизи самолета вырождается в независимое в каждой

азимутальной плоскости течение от некоторого эквивалентного тела

вращения.

Задача определения интенсивности звукового удара сводится к

решению системы обыкновенных дифференциальных уравнений

независимо в каждой азимутальной плоскости. Далее следует приме-

нить теорему профессора Ю.Л. Жилина [8], согласно которой эквива-

лентное тело вращения можно определить через ближнее поле около

компоновки самолета (рис. 2).

Рис. 2.

Контрольный объем сверхзвукового обтекания компоновки самолета

Ю.Л. Жилин показал [8], что асимптотически удаленное реше-

ние, при некоторых допущениях, можно связать с интегралом в

ближнем поле на некоторой поверхности

S

2

, расположенной на уда-

лении от самолета около 0,1–0,5 его длины

L

. Если учесть, что воз-