Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

А.Ф. Киселев, В.В. Коваленко, Т.М. Притуло

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2017

волны, а также волны разрежения и сжатия, создаваемые отдельными

элементами конструкции летательного аппарата. За головной удар-

ной волной в результате наслоения возмущений скачкообразно уве-

личиваются давление, температура и плотность воздуха. При удале-

нии от самолета течение трансформируется таким образом, что

распределение избыточного (относительно атмосферы) давления

принимает форму, близкую к N-волне (дальняя зона). Наблюдателем,

находящимся на поверхности земли, эта N-волна воспринимается в

виде одного или двух (в зависимости от размера самолета и высоты

полета) отдаленных взрывов. Это явление носит название звукового

удара. Его отрицательное воздействие на человека и животных (пси-

хологическое и физиологическое), а также на сооружения и построй-

ки (деструктивное) вынуждает устанавливать ограничения на его ин-

тенсивность и громкость.

Основные способы снижения уровня звукового удара заключа-

ются в разнесении в пространстве на земной поверхности отдельных

УВ и волн сжатия, генерируемых основными элементами компоновки

самолета. В этих целях используются перераспределение толщин

фюзеляжа, деформация его оси, различная V-образность наплывной и

консольной частей крыла и другие специальные приемы.

Комплексный расчетно-экспериментальный метод исследо-

вания.

В связи со сложностью прямого численного моделирования

процесса формирования и распространения волны звукового удара,

обусловленной большой протяженностью исследуемой области воз-

мущенного течения (сотни длин компоновки), где интенсивности

ударных волн изменяются на несколько порядков (до четырех), ис-

следования проводятся с использованием комплексных расчетных

методов.

Немалый интерес представляет связь результатов испытаний мо-

делей летательных аппаратов в аэродинамических трубах (АДТ) с

уровнем звукового удара самолета в реальной атмосфере.

Разработанная в Институте теоретической и прикладной механики

СО РАН (ИТПМ СО РАН) методика таких расчетно-эксперимен-

тальных исследований [1, 2] основана на измерении параметров потока

в ближней зоне модели, установленной в рабочей части АДТ, и

последующем расчете эволюции измеренных профилей давления при

удалении на большие расстояния с учетом двух- или трехмерности

течения [3].

В ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) также в насто-

ящее время ведутся работы по внедрению экспериментально-расчет-

ного метода моделирования звукового удара в промышленных сверх-

звуковых АДТ. На первом этапе предполагаются адаптация и дальней-

шее развитие отработки этого метода для небольшой АДТ Т-113 [4].