Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2017 1
УДК 629.735.33.015.017.2 DOI 10.18698/2308-6033-2017-8-1643
Исследование звукового удара: расчет и эксперимент
© А.Ф. Киселев, В.В. Коваленко, Т.М. Притуло
ЦАГИ, г. Жуковский, Московская область, 140180, Россия
Рассмотрены вопросы, связанные с проблемами конструирования сверхзвуковых
летательных аппаратов. Основным препятствием для создания гражданского
сверхзвукового самолета второго поколения является требование приемлемости
уровня звукового удара. В работе представлены результаты исследования звуко-
вого удара, проведенного расчетно-экспериментальным методом, который осно-
ван на измерении возмущенного давления в ближнем поле модели, установленной в
рабочей части аэродинамической трубы, и дальнейшем пересчете данных измере-
ний на большие расстояния с помощью квазилинейной теории. Приведены резуль-
таты экспериментальных исследований распределений давления в ближнем поле
моделей летательных аппаратов в аэродинамической трубе АДТ Т-113. Выполнено
сравнение экспериментальных и расчетных данных. Сформулированы рекоменда-
ции по усовершенствованию методики.
Ключевые слова:
сверхзвуковые гражданские самолеты, звуковой удар, численные
методы, математическое моделирование, теорема Жилина, экспериментальные
методы, ближнее и дальнее поле
Введение.
Проблема создания сверхзвукового пассажирского са-
молета обусловлена экологическими и экономическими ограничени-
ями, определяющими право на его эксплуатацию и его рыночную
конкурентоспособность. Экологические ограничения заключаются в
обеспечении приемлемого уровня шума на местности вблизи аэро-
портов и уровня звукового удара, создаваемого самолетом при полете
на сверхзвуковых скоростях, а также в снижении вредных выбросов
продуктов сгорания топлива в атмосферу. Экономическая эффектив-
ность самолета, определяемая стоимостью перевозки пассажира, су-
щественно зависит от его аэродинамической эффективности, которая
характеризуется аэродинамическим качеством (отношением подъем-
ной силы самолета к его сопротивлению).
Проблемы, возникающие при сверхзвуковом полете.
По об-
щему мнению специалистов, основным препятствием для создания
гражданского сверхзвукового самолета второго поколения является
требование приемлемости уровня звукового удара для населения.
При полете летательного аппарата в атмосфере со сверхзвуковой
скоростью область возмущенного течения ограничена головной
ударной волной, исходящей от носовой части самолета, и хвостовой
ударной волной, формирующейся в кормовой части. Вблизи самолета
(так называемая ближняя зона) возникают промежуточные ударные