И.А. Соболев, В.В. Леонов, Т.В. Волкова, П.М. Бечаснов
12
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2017
дня пребывания на орбите за счет удешевления самой ОС и транспортных
операций, а также б
î
льшую безопасность в силу меньшей радиационной
нагрузки и благодаря океанскому размещению полей приземления;
межорбитальные транспортные операции
:
а) выведение КА на орбиты, отличные от геостационарной. Менее до-
рогостоящее выведение на орбиту ОС и транспортировка с использованием
буксира могут обеспечить рентабельность доставки грузов на другие около-
земные орбиты через ОС вместо использования одноразовой ракеты-
носителя. Возможна непосредственная доставка груза буксиром на целевую
орбиту либо на высокую орбиту с последующими коррекцией наклонения и
аэродинамическим или электромагнитным торможением;
б) работа с автономными модулями. Наличие межорбитального букси-
ра позволяет расширять функциональность применением автономных сво-
бодно летающих модулей, транспортируемых к месту работы и возвращае-
мых оттуда буксиром [28]. На автономных модулях может быть размещена
научная аппаратура, орбитальное производство и т. п. При наличии высо-
коскоростной линии связи экипаж ОС сможет управлять автономным мо-
дулем в режиме реального времени. При этом близость ОС позволит обес-
печить оперативное посещение автономного модуля в ситуациях, требую-
щих физического присутствия человека;
в) обеспечение экспедиций к Луне и в дальний космос по заказам кос-
мических агентств. Имеющийся на станции межорбитальный буксир может
быть использован для доставки автоматических КА и прочих грузов к Луне
или в другую точку околоземного космического пространства. Обеспечение
пилотируемых экспедиций потребует использования жилого модуля долго-
временного пребывания, транспортируемого электрореактивным буксиром,
или пилотируемого блока, используемого совместно с буксиром на жидкост-
ных ракетных двигателях. Следует отметить, что жидкостной буксир потенци-
ально способен обеспечить выведение на отлетные траектории, в частности
через окрестности точек Лагранжа системы Земля — Луна [29]. В этом случае
его запаса топлива достаточно для самостоятельного возвращения (400 м/с на
маневры плюс аэро- или магнитное торможение у Земли) [30].
Создание подобной ОС может быть выполнено РФ самостоятельно при
наличии финансирования. При международной кооперации, как показывает
опыт эксплуатации МКС, потребуются распределение вносимого вклада и
согласование действий. Это может серьезно увеличить накладные расходы
и сроки создания долговременной ОС.
Предполагаемый состав разработчиков в случае создания российской
национальной программы приведен ниже:
головная организация — по решению Госзаказчика;
комплексный анализ проекта — ЦНИИмаш;
научно-исследовательская программа — Институт космических иссле-
дований РАН;
эксперименты с искусственной тяжестью — Институт медико-биоло-
гических проблем РАН;
разработка корпуса ОС — РКК «Энергия» им. С.П. Королёва + Все-
российский НИИ авиационных материалов (ВИАМ);