Previous Page  12 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 19 Next Page
Page Background

И.А. Соболев, В.В. Леонов, Т.В. Волкова, П.М. Бечаснов

12

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2017

дня пребывания на орбите за счет удешевления самой ОС и транспортных

операций, а также б

î

льшую безопасность в силу меньшей радиационной

нагрузки и благодаря океанскому размещению полей приземления;

межорбитальные транспортные операции

:

а) выведение КА на орбиты, отличные от геостационарной. Менее до-

рогостоящее выведение на орбиту ОС и транспортировка с использованием

буксира могут обеспечить рентабельность доставки грузов на другие около-

земные орбиты через ОС вместо использования одноразовой ракеты-

носителя. Возможна непосредственная доставка груза буксиром на целевую

орбиту либо на высокую орбиту с последующими коррекцией наклонения и

аэродинамическим или электромагнитным торможением;

б) работа с автономными модулями. Наличие межорбитального букси-

ра позволяет расширять функциональность применением автономных сво-

бодно летающих модулей, транспортируемых к месту работы и возвращае-

мых оттуда буксиром [28]. На автономных модулях может быть размещена

научная аппаратура, орбитальное производство и т. п. При наличии высо-

коскоростной линии связи экипаж ОС сможет управлять автономным мо-

дулем в режиме реального времени. При этом близость ОС позволит обес-

печить оперативное посещение автономного модуля в ситуациях, требую-

щих физического присутствия человека;

в) обеспечение экспедиций к Луне и в дальний космос по заказам кос-

мических агентств. Имеющийся на станции межорбитальный буксир может

быть использован для доставки автоматических КА и прочих грузов к Луне

или в другую точку околоземного космического пространства. Обеспечение

пилотируемых экспедиций потребует использования жилого модуля долго-

временного пребывания, транспортируемого электрореактивным буксиром,

или пилотируемого блока, используемого совместно с буксиром на жидкост-

ных ракетных двигателях. Следует отметить, что жидкостной буксир потенци-

ально способен обеспечить выведение на отлетные траектории, в частности

через окрестности точек Лагранжа системы Земля — Луна [29]. В этом случае

его запаса топлива достаточно для самостоятельного возвращения (400 м/с на

маневры плюс аэро- или магнитное торможение у Земли) [30].

Создание подобной ОС может быть выполнено РФ самостоятельно при

наличии финансирования. При международной кооперации, как показывает

опыт эксплуатации МКС, потребуются распределение вносимого вклада и

согласование действий. Это может серьезно увеличить накладные расходы

и сроки создания долговременной ОС.

Предполагаемый состав разработчиков в случае создания российской

национальной программы приведен ниже:

головная организация — по решению Госзаказчика;

комплексный анализ проекта — ЦНИИмаш;

научно-исследовательская программа — Институт космических иссле-

дований РАН;

эксперименты с искусственной тяжестью — Институт медико-биоло-

гических проблем РАН;

разработка корпуса ОС — РКК «Энергия» им. С.П. Королёва + Все-

российский НИИ авиационных материалов (ВИАМ);