И.А. Соболев, В.В. Леонов, Т.В. Волкова, П.М. Бечаснов
10
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2017
Существенным отличием предлагаемого проекта от модулей BEAM и
TransHub является использование центробежных сил для создания искус-
ственной гравитации. Известно, что невесомость обусловливает необходи-
мость периода адаптации к ней до начала работы космонавта, а также ока-
зывает долгосрочное негативное влияние на человеческий организм, в том
числе вызывая атрофию мышц, нарушения обмена веществ и снижение ко-
гнитивных способностей [16].
Указанные факторы существенно снижают эффективность работы эки-
пажа на борту ОС, требуют установки на станции дополнительного обору-
дования и содержания существенной обслуживающей инфраструктуры на
Земле (в том числе специализированных центров по проектированию си-
стем, предназначенных для работы в невесомости, по подготовке экипажа к
невесомости и реабилитации после ее воздействия). Уже давно научно
обоснована возможность создания искусственной гравитации с помощью
вращения ОС. В отличие от ранних проектов в настоящее время искус-
ственная гравитация может создаваться автономными малыми КА, исполь-
зуемыми в качестве блоков-противовесов, имеющих собственную двига-
тельную установку и вращающихся вокруг ОС [11].
Центробежная искусственная гравитация отличается от земной воздей-
ствием кориолисовых ускорений, наличием градиента гравитации и зави-
симостью ее от относительной скорости движения во вращающейся систе-
ме координат станции. Влияние этих эффектов накладывает ограничение
снизу на габаритные размеры ОС.
В предлагаемой концепции ОС жилой модуль предполагается ориенти-
ровать вертикально относительно линии действия искусственной силы тя-
жести. Такая компоновка поможет уменьшить перемещение центра тяжести
ОС в поперечном направлении и увеличить массу ОС вследствие инерци-
альных нагрузок.
В архитектурно-планировочном решении жилых и рабочих про-
странств ОС необходимо учитывать закономерности построения внутрен-
него пространства, исходя из эргономики деятельности экипажа не только в
режиме искусственной гравитации, но и частично в режиме микрогравита-
ции. Учет антропоморфной метрики должен производиться, исходя из кон-
кретно осуществляемой в этих режимах деятельности экипажа [26].
Одномодульная ОС будет выводиться одним пуском как герметичный
жесткий цилиндрический блок D4
×
11 м с пятипролетными воздухоопор-
ными отверждаемыми оболочками, приобретающими форму тора
D
max
= 9 м
после автоматического наддува (рис. 3). Он производится после выведения
на рабочую орбиту. Тогда же от блока ОС отделяется КА-противовес, вытя-
гивающий на тросах центральный стыковочный узел и во вращательном
движении закручивающий ОС и создающий искусственную гравитацию.
При приеме пилотируемых экспедиций ОС должна будет останавливать
вращение для стыковки корабля к жилому модулю, обеспечивающей аварий-
ную эвакуацию. Раскручивание, торможение и коррекция орбиты ОС могут
осуществляться электродуговыми ракетными двигателями на воде, установ-
ленными на жилом модуле и противовесе, процесс займет около суток.